«Точка кипения» - это пространство коллективной работы, где люди могут встречаться, обсуждать, вырабатывать решения, организовывать форсайты, мозговые штурмы, дискуссии. Идея их создания принадлежит Агентству стратегических инициатив, задача которого - создание возможности для самореализации молодых лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции, построить страну, в которой хочется жить и работать.
- Чтобы создавать нечто принципиально новое, нужны принципиально новые инструменты, - объясняет директор центра коллективной работы ОмГТУ «Университетская «Точка кипения» кандидат филологических наук Наталья Мельникова. - Россия пока не в состоянии претендовать на технологические прорывы, но можно начать готовить университеты к работе с детьми, которые придут в 2020 году. И уже они смогут определять позицию России на новых высокотехнологичных рынках, которые составят структуру мировой экономики в ближайшие 15‑20 лет. Перед Министерством высшего образования и науки стоит задача создать такую систему подготовки, чтобы выпускники после окончания вуза были не только адаптированы к производству, но и могли начинать технологические прорывы. Чтобы на новом уровне готовить кадры, способные успешно реализовывать свои проекты в условиях цифровой экономики, нужно введение цифровых механизмов, переформатирование учебного процесса.
Изменить образовательный процесс непросто: чтобы поменять классическую систему преподавания, нужна масса согласований, и не только. Система складывалась десятилетиями, новые форматы требуют иного мышления. В «Точке кипения» стандарты и шаблоны просто невозможны. Изменение привычного пространства уже дает другое восприятие. Зал рассчитан на 120 человек, но, если маленькой группе удобнее в камерном пространстве, он легко трансформируется. Здесь нет привычного барьера между аудиторией и лектором - стола, парты, трибуны. А если станет вдруг скучно, можно встать и уйти, не спрашивая лектора или ведущего. Впрочем, до сих пор такого не случалось, в «Точке…» скучно не бывает.
- Мы взяли за основу образовательные интенсивы еще до создания «Точки…», - говорит Мельникова. - Интенсив - это короткая, но насыщенная образовательная программа, которую преподаватели ведут в нестандартной форме. Пригласили вузовское сообщество: с нами работают преподаватели и студенты из пяти омских вузов. С помощью тех знаний, что ребята приобретают на интенсиве, в Онлайн-университете НТИ 20.35, с которым мы подписали соглашение, они защищают проекты перед индустриальными партнерами. Сейчас с нами постоянно чуть больше десяти компаний, которые работают на региональном рынке. Они не только решают с помощью ребят свои задачи, но и отбирают для себя лучших. Студенты из Сельскохозяйственной академии, например, создавали кейс о новых продуктах питания для продовольственной компании «Ястро», будущие медики разрабатывали новые медицинские изделия для ожогового центра больницы «скорой помощи», политехники решали вопросы транспортировки нефти вместе с Газпромом.
В Омске уже сложился интеллектуальный консорциум вузов. По мнению Натальи Мельниковой, они перестали воспринимать друг друга как конкурентов в борьбе за абитуриента, поняв, что скоро будет просто некого делить.
- Нам нужно остановить отток молодежи из Омска, доказав, что здесь тоже можно учиться, - говорит она. - Поэтому стали помогать друг другу, поддерживать, делиться технологиями. Сегодня мы готовим уже Всероссийский образовательный интенсив «Остров. Сибирь» на базе пяти омских вузов. «Остров…» соберет тысячу человек, треть из которых составят преподаватели, аспиранты, еще две трети - студенты. Им предстоит освоить принципиально новые подходы и практики обучения с применением интеллектуальных технологий. Это поможет совместными усилиями рассчитать образовательные компетенции будущего.
Участие в интенсивах интересно не только для лучших. Может быть, для середнячков оно даже важнее: можно подтянуть компетенции, прочувствовать, чем им придется заниматься в жизни, а то и вообще понять, тот ли профиль они выбрали.
- Мое субъективное мнение - после школы можно понять, какая сфера тебе ближе, гуманитарная или техническая, - считает доцент. - Бакалавриат уже дает возможность адаптироваться к профессиональному рынку. А профессия может меняться в течение жизни. Университет 20.35 всерьез рассматривает возможность того, что искусственный интеллект будет давать рекомендации для учащихся по получению компетенций. Уже сейчас мы собираем цифровые следы: смотрим, как ребята осваивают программу, какие записи делают в профиле, это становится большим материалом для исследования.
«Точка кипения» - пространство мультимедийное: общедоступный компьютер с прямым выходом на сайт Leader-ID, регистрация на котором дает возможность принимать участие в мероприятиях и проектах Агентства стратегических инициатив, электронный экран, мониторы и зона свободного вайфая. Это один из способов помочь студенту адаптироваться к вузу.
- Часто у студентов возникает некое отторжение университета, но не потому что здесь неинтересно, а потому что приходят они почти в ту же классно-урочную, лекционно-семинарскую систему и видят не слишком молодых преподавателей, - объясняет Наталья. - Само по себе это неплохо, учитывая опыт и мудрость педагогов. Но между ними мировоззренческая пропасть. Ведь у современных студентов смартфон - продолжение руки, и непонятно, зачем нужно слышать от преподавателя то, что они сами могут найти в Интернете.
Не обязательно сразу участвовать в работе «Точки…», каждый студент может прийти сюда, просто чтобы подумать, сосредоточиться, поискать информацию. Тем более что свободный wi-fi начинается уже в холле «Точки…» - сначала ты сидишь здесь, невольно прислушиваясь к тому, как интересно проводят время люди в зале, а потом не выдерживаешь и заходишь внутрь.
- Студент, как, впрочем, и любой другой человек, имеет право прийти и присутствовать на любом мероприятии, дверь в «Точку кипения» открыта, - рассказывает Мельникова. - Даже на вузовские учебные занятия, которые мы сюда заводим. Например, начальник научно-исследовательской части ОмГПУ Василий Федорович Фефелов по вечерам ведет методологию научной работы для своих аспирантов, но всегда есть пара-тройка людей «со стороны». Сразу предупреждаем преподавателей, что может прий­ти кто угодно. Это пугает, конечно. Несмотря на то что любое образовательное учреждение декларирует себя открытым, все мы, по сути, закрытые. Для преподавателя стресс, что на занятие придет коллега, а тут вовсе не известно кто. Задача преподавателя, лектора, ведущего - интегрировать их в образовательную среду.
Но задача опорного университета не только в том, чтобы «делать прорывы», но прежде всего в том, чтобы менять качество человеческой жизни.
- Основные направления «Точки…» - AeroNet, EnergyNet, TechNet, FashionNet: она должна быть местом не только встреч, но и разработки проектов для Национальной технологической инициативы России, - считает Наталья Мельникова. - На мой взгляд, миссия опорного университета - помочь региону измениться. Поэтому мы создаем пространство, где хочется находиться, объединяться, менять среду. Университет должен быть не только пространством получения профессии, но и центром притяжения многих культурно-образовательных вещей. Поэтому нам так важно притягивать городские сообщества. У нас проводит встречи с горожанами Институт территориального планирования «Град», который обсуждает с жителями новый облик Омска, идут занятия школы личностного роста «Вверх», где подростки и взрослые занимаются психологией, профориентацией и развитием. На шестиметровом раскладывающемся подиуме демонстрируется модная одежда Омской школы дизайна. Школьники из детского технопарка «Кванториум» организуют игры. Главное, чтобы идеология мероприятия совпадала с идеологией пространства: развитие лидерства, создание комфортной среды, внедрение экологичности, проекты Национальной технологической инициативы. В конце концов даже забота о близких - это ведь тоже техническая задача. У нас запрещены религиозные и политические мероприятия, нельзя использовать административный ресурс, только добровольно. Даже если придут один-два человека, мероприятие состоится! Потому что в центре «Точки кипения» человек. Технологические прорывы - они для людей, и задача «Точки…» - помочь сделать так, чтобы цифровые технологии служили людям. Поэтому большинство проектов деятельностные. Недавно студенты Института дизайна и технологии проводили «уютник»: украсили зал, читали стихи, пили чай, играли на гитаре. Тусовка? Да, но идея саморазвития и объединения там была. «Точка кипения» - это и про то, как потусить умно, потому что так и рождаются идеи. Как изменить школу? На эту тему скоро состоится «Клуб директоров», который инициирует руководитель одной из образовательных организаций Омска. Мы вообще за то, чтобы к нам чаще приходили учителя. Сейчас школу не ругает только ленивый, и если прекрасные педагоги сами не будут рассказывать о себе и о своей работе, то кто это сделает? Формат «Точки кипения» - это постоянная работа университета над собой, выращивание инициатив и инициативных людей и выпуск их в регион, в среду, которую они могут изменить к лучшему.

Омск