Михаил Юрьевич влюблен в свой предмет, пожалуй, самый недооцененный в российской школе, - технологию. Все великие педагоги мира считали, что без трудового обучения невозможен процесс воспитания. «В практической работе с детьми и подростками труд - основа всестороннего гармонического развития, - писал Василий Сухомлинский. - Это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности». Но вот поди ж ты, и по сей день в коллективном школьном сознании технология - предмет несерьезный. Этому способствует множество факторов, включая и нехватку оборудования, и отсутствие профессионалов, и пренебрежительное отношение общества к рабочим профессиям.
- Технология - это не забивание гвоздей, а смесь практики и науки, - объясняет Михаил Юрьевич. - Точнее, интеграция множества наук: химии, физики, математики, биологии, истории, изобразительного искусства, безопасности жизнедеятельности, русского и иностранного языков. Она дает не только новые знания, но и новые возможности. У нас проходят субботники, в которых ребята трудятся с удовольствием, потому что любят школу. Но превращать технологию в уроки уборки двора недопустимо.
В тверской школе №19 уроки технологии уважают. Ракитину, по его словам, повезло - подобрался очень профессиональный и дружный коллектив педагогов. В его кабинете есть практически все, кроме электроники. С сырьем помогают шефы-военные. Из своих трех десятков лет Михаил Юрьевич в школе чуть меньше половины - 12. Хотя если считать годы учебы, ставшие основой его профессионального выбора, то всю жизнь.
- В школьные годы и у меня были такие учителя, которым я до сих пор благодарен, - рассказывает Ракитин. - Владислав Александрович Жуков, учитель труда, после уроков каждый день занимался с нами резьбой по дереву. Наспех пообедав, мы бежали в кружок. Школьные выставки проходили на ура - он увлекал нас делать новое, необычное, вдохновляясь нашим желанием. Невозможно достигнуть точки, в которой все навыки и умения окажутся на пределе возможностей. Опытные мастера продолжают учиться и в глубокой старости. Но, вырастая сами, они, как локомотив, подтягивают своих учеников. Известные резчики по дереву Кронид Гоголев, Михаил Ильев, Шамиль Сасыков подготовили много талантливых мастеров. Обучая других, они вносили корректировки и в свою работу.
После школы Михаил поступил в Тверской государственный технический университет на химико-технологический факультет. Стать инженером-биотехнологом помешала… родная школа, куда он пришел лаборантом кабинета химии на втором курсе. Причем наставником стал его же классный руководитель, преподаватель химии Денис Сергеевич Исаев, кстати, в 2016 году тоже вошедший в число финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года». Ни крупинки гранита науки, полученной Михаилом Юрьевичем и в школе, и в университете, не пропало даром.
- Каждый раз, узнавая новое, я задаю себе вопрос: а будет ли это полезно моим ученикам? - рассказывает Михаил Юрьевич. - Авторитарный подход, жесткий консерватизм в наше время не подходят. Ведь важно не только дать знания, но и научить ребят добывать их самостоятельно, чтобы использовать в повседневной жизни. На своих уроках я даю мальчишкам начальное техническое образование, которое сейчас так требуется стране, продвигая декоративно-прикладное творчество - резьбу по дереву. Как и всякий учитель XXI века, нахожусь в постоянном творческом поиске новой информации и средств ее передачи. Технологии строительства, электроники быстро устаревают, меняются, а без новой информации уроки скучны и неинтересны. Постоянно обновляю конспекты занятий, чтобы давать детям современные знания. Прохожу стажировку в международном центре художественной резьбы по дереву «Татьянка». Повышаю собственную квалификацию и передаю полученные знания детям. В природе ведь нет индивидуального роста: дерево растет вместе с листьями. Так и учитель растет вместе с учениками. Преподавать без роста - это тупиковая ветвь развития.
Учит Михаил Юрьевич именно мальчишек, считая, что мужчина должен уметь делать руками хотя бы домашнюю работу. Впрочем, по его мнению, и кулинарными навыками гнушаться не стоит. Вместе с коллегой, которая обучает технологии девочек, они планируют совместные занятия, собираются подготовить ребят для Всероссийской олимпиады. В курсе технологии изучению резьбы по дереву выделено немного часов - можно научить только простейшим элементам, поэтому Михаил Юрьевич ведет кружок художественной резьбы по дереву, разрабатывая и реализуя совместно с международным авторским центром «Татьянка» образовательный проект «Уроки художественного ремесла». Отдельное направление занятий резьбой на уроке и после - с учениками, имеющими особенности здоровья. Мелкая моторика влияет на мышление, память, воображение, внимание, логику. Через некоторое время успеваемость начинает улучшаться: как говорил Сухомлинский, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. А Михаил Юрьевич перенимает у своих учеников, имеющих недетские проблемы, стойкость, упорство и целеустремленность.
Удивительное дело - интернет-поколение с удовольствием бежит и на уроки, и на кружки к Ракитину, чтобы поработать не только руками, но и головой. Они узнают, почему на Руси рубили дома без гвоздей, как настраиваются спутниковые антенны и что написал про Тверь Афанасий Никитин в своем «Хождении за три моря». Пишут сочинения и научные труды, исследуя физико-химические показатели сгущенки, определяют количество металлов в старинных монетах, изобретают пятновыводители.
- Можно сколько угодно набивать портфолио грамотами, но если дети идут на твой урок, как на каторгу, то тебе грош цена как учителю, - говорит Михаил Юрьевич. - Стараюсь организовать такую среду, чтобы самый последний двоечник стал «передовиком производства».
Поначалу ребята еще не знают, что выйдет из их трудов. Но, когда получают признание, начинают работать по-другому, все усложняя и усложняя себе задачу. Резные шкатулки, сахарницы и кухонные лопатки радуют не только учителя и родителей. Ракитин нечасто участвует в профессиональных конкурсах, но подталкивает к ним детей. Независимая оценка творчества - это высокая мотивация.
- Есть масса дистанционных конкурсов декоративно-прикладного детского искусства, - объясняет Михаил Юрьевич. - Арт-галерея «Шантарам», «Портфолио ученика» публикуют снимки работ в Интернете, и когда юноша находит там свою работу, делится ею в социальных сетях, это поднимает его авторитет и в глазах окружающих, и в своих собственных. На сайте «Алые паруса» выставляются труды, которые уже достигли определенных высот, лучшие публикуются на главной странице, где у каждого таланта появляются свои поклонники. Кроме отзывов ребятам задают вопросы, причем люди разного возраста, видя в них мастеров. Это, конечно, очень греет и вдохновляет. И работы других мастеров помогают - дети ставят себе цель сделать лучше. На своей странице в социальной сети я размещаю много технических статей и фотографий работ учеников. Дети читают, изучают, получают новые идеи. Постоянно рассказываю и показываю видео о видных резчиках, в том числе и о том, как они пришли к мастерству. С дальним прицелом - ученики могут «узнать» в мастере себя, тогда непременно будут стараться стать лучше и выше. В первую очередь я, конечно, знакомлю детей с творчеством нашего тверского Левши - Петра Харькового, резчика из городка Конаково.
Можно возмущаться тем, что дети живут в Интернете, а можно, как Ракитин, помочь им использовать его правильно, для работы и творчества. Современные гаджеты на его уроках и занятиях только в помощь - ребята общаются с «коллегами» со всей страны, расширяя не только круг общения, но и собственные горизонты. Есть и реальная доска почета при входе в школу, где демонстрируются труды и награды самых мастеровитых. Да и дел реальных немало. Вместе с педагогом они регулярно ездят на экскурсии в авторский центр резьбы по дереву «Татьянка», Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Сейчас вместе готовятся к Новому году, мастеря и расписывая фанерные игрушки для елки в школьном дворе. А пятиклашки задумали сделать дома ремонт комнат и целыми днями советуются с учителем. Потому что самый важный мотиватор все-таки именно он, Михаил Ракитин, который горит своим делом и умеет зажечь других. У него не бывает вопросов, получится или нет. Он просто ставит задачи и добивается своего, как и полагается мужчине.
- Учитель познается учениками, - говорит Михаил Юрьевич. - В наших детях-непоседах столько доброго веселья, прекрасной фантазии, таланта! Нужно лишь поверить их мечтам, повести за собой. И, конечно, расти дальше.

Тверь