А.С.Пушкин написал сказку осенью 1830 года, переживая карантин в болдинском имении, и, как пишут исследователи, во многом это обработка народного предания, конспект которого сохранился в бумагах поэта. Сюжет о жадном попе и наказавшем его батраке был широко распространен в народе. Пушкин очистил сказку от лишнего, убрал, например, эпизоды, в которых Балда вылечивал царскую дочь, одержимую бесом, или приводил из леса к попу медведя, что говорило о его богатырской силушке. А вот рассказ о собирании оброка с чертей, подчеркивающий «деловые» связи служителя Церкви с темными силами, сделал центральным эпизодом, усилив тем самым социальный смысл антипоповской сказки. При этом углубил образ Балды, подчеркнув не только его ум и хитрость, но и трудолюбие («работает за семерых»), непритязательность («спит себе на соломе»), умение заслужить приязнь окружающих («попадья Балдой не нахвалится»). По контрасту поп с неблагодарной попадьей показаны жуткими скаредами, мечтающими об одном - как нажиться за счет человека из народа. Из-за этих нюансов сказка Пушкина была политически нецензурной, и напечатали ее лишь после смерти поэта.
Текст сказки распадается на резко отделенные двустишия без размера, но связанные рифмой внутри. Для плавного повествования Пушкин применяет грубоватый, отрывистый по своему характеру раешный стих. Летом 1831 года он читал сказку Гоголю, и тот в письме другу назвал ее «прелестью невообразимой».
Идея постановки в Арткафе принадлежит Олегу Лопухову, имеющему за плечами и режиссерский опыт. Почти два года он искал себе партнера, и когда появился стажер Николай Романовский, они составили блестящую пару во фраках и цилиндрах, зажигательно разыгрывающую пушкинский шедевр перед публикой. Почти клоунский выход - необычайно подвижный, невысокий Лопухов и рослый худощавый Романовский. Постановщик спектакля Александр Коручеков, выпускник Щукинского института, обучавшийся режиссуре у Сергея Женовача в ГИТИСе и поставивший на сцене Вахтанговского «Ревнивую к самой себе», «Питера Пэна», «Горячее сердце», охотно откликнулся на предложение Олега Лопухова. «Мне было интересно поработать в пространстве Арткафе, - сказал он. - В «Сказке о попе…» сильно балаганное начало. Два актера разыгрывают сказку, читают стихи от автора, становятся персонажами истории. Это абсолютно игровая стихия. Ничего антиклерикального здесь нет. На месте попа мог быть и купец, и министр. Важно, что этот поп - жадный и мнительный человек, который сам себя наказал». Мысль режиссера подтверждает тот факт, что в издании сказки, впервые напечатанной в 1840 году в переработке Жуковского, поп был заменен купцом («Жил-был купец Кузьма Остолоп по прозванию осиновый лоб» и т. д.).
Спектакль поставлен в популярном ныне жанре иммерсива, то есть с максимальной вовлеченностью в действо зрителей. Задуман, конечно, для детей, но, если вы тот взрослый, который способен откликаться на предложения рассказчиков и показать, как качаются деревья или волнуется море, изображать голоса разных зверюшек, отгадывать загадки и реагировать на интермедии, вы подходящий зритель для этого спектакля. Актеры, начиная с пролога о Лукоморье, постепенно вводят зрителей в поле сказки, читают и за автора, и за всех действующих лиц, перевоплощаясь по ходу действия. Вот Лопухов нацепил под цилиндр красный шарф и надел черные очки, как у Кота Базилио, и из попа тут же превратился в беса, Романовский - Балда, только что скакавший верхом на веревочной лошади, надел платочек - и он попадья или попова дочка, а преобразовав платок в слюнявчик - попенок.
Сценограф Максим Обрезков настоящий соавтор спектакля. Достаточно вспомнить сцену с лошадью, словно нарисованной веревкой на экране компьютера, или копилку-шар, в которую бросают монетки, и она на ваших глазах пухнет. Музыканты, артисты театрального оркестра Наталья Туриянская (фортепиано), Николай Мызиков (контрабас) и Евгений Полтораков (ударные), под русскую тему Чайковского которых, а также под джазовые и кантри-композиции идет спектакль, тоже соавторы. Подхватывают общий настрой, мимикой и жестами откликаются на происходящее.
Пушкин на сцене Театра имени Евгения Вахтангова - явление привычное. Почти 30 лет сохранялись в репертуаре, пережив несколько возобновлений, «Маленькие трагедии» в постановке Евгения Симонова, 18 лет украшала репертуар «Пиковая дама» в постановке Петра Фоменко. Поэзия Пушкина в исполнении Василия Ланового звучала в спектакле «Пристань», а визитной карточкой театра в наши дни стал великолепный «Евгений Онегин» Римаса Туминаса. Премьера «Сказки о попе и о работнике его Балде» не просто веселый детский спектакль, это актуальное высказывание театра о русской жизни, где не перевелись обладатели «толоконных» лбов, а попросту говоря, бестолковые, неблагодарные люди на высоких должностях, не способные ценить добросовестных работников. Да исполнится мечта трудового человечества о том, чтобы щелки от Балды всем им наконец прилетели! А ближайшие показы состоятся 4 и 25 января: за изменениями в расписании следите на сайте Театра имени Евгения Вахтангова.