Заместитель директора по образовательной деятельности Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Оксана Шестакова рассказала о мониторинге, проведенном в 83 субъектах РФ, который позволил изучить практику проведения конкурса «Воспитатель года» в регионах. Лишь несколько цифр. Более 70% респондентов сказали, что в регионах есть система подготовки к конкурсу. Введение нового испытания «Беседа с родителями» поддержали бы 36,5% респондентов, введение импровизационного задания - 33,8%. 30% респондентов указали, что итоги конкурса обсуждаются на форумах с привлечением работников дошкольных образовательных учреждений. Примерно 68% сказали, что обсуждение итогов проходит на уровне управлений образования.
«Мы определили регионы, в которых наиболее успешно реализована практика организации и проведения конкурса «Воспитатель года» - Московская, Новосибирская, Ленинградская, Мурманская, Курганская, Рязанская области, Краснодарский, Красноярский края, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ставропольский край», - сообщила Оксана Александровна.
Перед участниками секции выступили победители конкурса «Воспитатель года» разных лет.
Анастасия Шлемко, абсолютный победитель 2018 года, поделилась своим опытом: «Успех в конкурсе зависит от многих слагаемых. Нужно успешно взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми. Если у нас что-то не получается, надо учиться, тренироваться. У меня есть сайт. Готовясь к конкурсу, я поместила там объявление: любой детский сад мог пригласить меня показать педагогическое мероприятие. Я приезжала, проводила занятие с чужими детьми. В этом испытании в то время я считала себя не очень успешной».
Дарья Курасова, воспитатель года России-2017, считает победу в конкурсе вершиной айсберга, большая часть которого скрыта от публики. Вот грани этого «айсберга». Первая - комфортная среда и условия. «Нам необходимо создать в детском саду систему инновационных факторов, которая поможет конкурсанту себя проявить». Вторая - сильный лидер. «В нашем саду это заведующая Бронислава Тодеушевна Филимонова - профессионал, который ведет за собой людей, умеет объединить команду, сплотить». Третья - «команда КВН, то есть команда воспитателей-новаторов, которая была создана в 2017 году в рамках подготовки к конкурсу «Воспитатель года России» и доказала свою эффективность, пройдя огонь, воду и медные трубы конкурсных испытаний. Продолжает существовать и сейчас». Четвертая грань - изюминка, то, что «будет отличать вас от всех участников. В моем случае изюминкой стала технология развития музыкально-ритмической деятельности «Калейдоскоп», она объединяет работу с пазлами и хореографические движения». Еще две грани - профессиональное партнерство и шоковая терапия.
Ольга Терезанова, победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2012, посвятила свое выступление мотивации. Как уговорить молодого коллегу участвовать в конкурсе? «Единственный выход - увлечь личным примером. Рассказать о конкурсе так, чтобы сам Станиславский захотел принять в нем участие. Пусть коллеги, слушая вас, переживают всю палитру эмоций: от простого интереса, восхищения, сомнений, раздумий, трепета, озадаченности до твердой решимости участвовать. Если вы вовремя заметите в педагоге задатки здорового карьеризма, стремление самоутвердиться, продемонстрировать свои знания, помогите ему, поддержите, продвиньте. Но будьте осторожны - он может объявить себя ВИП-персоной…»
Уникальные объединения - клубы воспитателей, участников конкурса, презентовали представители Рязанской и Московской областей. О профессиональном клубе воспитателей Рязанской области «Дошкольная лига» рассказали победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2016 Екатерина Смалева и лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2015 Екатерина Стафурова. Клубу в будущем году исполняется пять лет, он объединяет более 200 участников конкурса «Воспитатель года» и педагогов-дошкольников с активной профессиональной и жизненной позицией. Направлений работы множество, мероприятия самые разнообразные, включающие в свою орбиту не только педагогов, но и детей, их родителей. Екатерина Смалева рассказывает: «Представители клуба принимают активное участие в организации регионального конкурса «Воспитатель года». В этом году в первый раз провели тренинговую сессию «Путь к победе» с целью подготовки участников к конкурсным мероприятиям». А еще рязанцы проводят педагогический баттл «Лучшее от лучших» - после конкурса показывают лучшие занятия, мастер-классы от лауреатов. Выезжают в так называемые пресс-туры по районам. Есть акция «Театр ощущений», буккросинг… Подробности на сайте клуба: klubvospitateley.wixsite.com/liga.
Наталья Кудымовская, председатель клуба «Воспитатель Подмосковья»: «Нашему клубу уже шесть лет. Он объединяет более 500 человек. В клуб принимаем всех участников конкурса «Воспитатель года Подмосковья» и организаторов на муниципальном уровне». О мероприятиях клуба - фестивале мастеров, школе педагогического мастерства, конкурсе «Открытие» - вы можете узнать из недавней публикации в «МП»: ug.ru/archive/81498.
Юлия Загорская, воспитатель года России-2014, воспринимает конкурс как марафон. Пройти его помогают особые человеческие качества - выносливость, мобильность, целеустремленность. А еще - группа поддержки. Для Юлии Николаевны такой группой стала вся Ленинградская область! Она очень признательна своим коллегам из детского сада, которые помогли готовиться и включились в инновационную работу после конкурса. А еще после победы Юлия стала методистом Всеволожского методического центра Ленинградской области, и не только потому, что пригласили - сама захотела помогать коллегам, которые готовятся к конкурсу, проходят аттестацию и так далее.
Победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2013 Олег Скотников очень коротко, но ярко дал свое представление о мастер-классе - задачах, этапах, форматах. Определение, близкое Олегу Александровичу: «Мастер-класс - интерактивная форма передачи нового приема, метода или средства системы педагогической работы». Этапы: после представления (вариант начала - задать аудитории вопрос, заинтриговать) мастер выбирает направление педагогической деятельности, исходя из детской проблемы или контингента детей, с которым работает. Фундамент мастер-класса - научно-теоретическая основа, методические рекомендации. Следом идет непосредственная передача нового приема, метода или средства. Любой мастер-класс подразумевает активное участие коллег. Если мастер вызывает фокус-группу, остальная аудитория должна слышать, какое ей дается задание. «Стоит время от времени подходить к фокус-группе, брать короткие интервью, комментировать ее действия. Фокус-группа не должна работать в роли детей, она должна работать в роли педагогов. Пока группа выполняет задание, надо общаться со всей оставшейся аудиторией, например, организовать интерактивную игру», - советует Олег Скотников.
Завершать заседание секции не хотелось никому. И это естественно. Ведь практический опыт - это и самое «вкусное», и самое нужное для педагогов.