У нашего школьного коллектива есть свои традиции, которые сохраняют и приумножают все поколения учеников. Многие педагоги и родители раньше были нашими воспитанниками, а теперь они здесь работают и приводят учиться своих детей. Одна из педагогических технологий, которая нам помогает воспитать социально активную личность, - это технология социального проектирования.
Социальные проекты дают ребятам возможность связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Для ребенка важна ситуация, в которой есть возможность проявить инициативу, тогда его мнение становится важным для детского и взрослого сообществ.
Общественная работа приносит свои воспитательные результаты: помогает ребятам лучше учиться, стать организованнее, научиться распределять свое время, найти занятие по душе, занять определенную нишу в коллективе и почувствовать уверенность в своих силах.
Технология социального проектирования обрела форму создания волонтерского отряда «БЛИЦ». Члены отряда занимаются в первую очередь патриотическим волонтерством, но не оставляют в стороне экологическое, событийное, социальное волонтерство.
Самым масштабным по количеству участников и по насыщенности мероприятиями в гражданско-патриотическом направлении воспитания является социальный проект «Ветеран живет рядом». Его создатели - активисты ученического самоуправления школы. Из года в год они поздравляли Совет ветеранов района Нагатинский затон с Днем Победы. Со временем у ребят возникла мысль привлечь внимание жителей района к тем людям, благодаря которым уже более семидесяти лет над нашей страной мирное небо, благодаря которым мы празднуем величайшую Победу над фашизмом.
Как же сохранить память? В селах и малых городах на заборах домов частного сектора висят старые выцветающие фанерные таблички в форме красной звезды. Ребята выяснили значение символа - это напоминание жителям о том, что здесь живет ветеран Великой Отечественной войны. Ученикам понравилась эта традиция, и они приняли решение ее возродить. Дети решили сохранить память о людях, которые воевали, ветеранах, проживающих недалеко от образовательной организации, разместив напоминание в виде памятной таблички на подъезде.
Информация об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне, собирается в результате исследовательской и проектной деятельности школьников по теме «Моя семья в истории страны», но некоторые данные предоставляет Совет ветеранов: уточняет списки, сверяет адреса и места проживания участников войны. Так как ребята стараются познакомиться с каждым ветераном, о котором собирали информацию, наш районный совет часто выступает посредником для организации встреч со школьниками. Мы устраиваем совместные чаепития, проводим тематические встречи и уроки Мужества, коллективные просмотры и обсуждения художественных фильмов о Великой Отечественной войне, экскурсии по школьному музею и по экспозиции в Совете ветеранов. К праздникам школьники стараются сделать подарки и сувениры своими руками, чтобы порадовать ветеранов.
Мы готовим памятные таблички с надписью «Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны». Эти простые знаки внимания сохраняют память о тех людях, которые внесли свой вклад в Великую Победу.
Торжественным финалом проекта является школьный митинг, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, который проходит ежегодно недалеко от нашей образовательной организации, у стелы в честь ушедших на фронт добровольцев. В ходе мероприятия таблички передаются представителям Совета ветеранов. После окончания торжественной части ребята и взрослые обходят район по определенным маршрутам и прикрепляют таблички на подготовленные места.
Там, где ранее были вывешены таблички, активисты проекта организуют экскурсионные маршруты для обучающихся школы и жителей района. Есть проект создания электронной Книги Памяти «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны».
Благодаря проекту «Ветеран живет рядом» ребята лучше узнали историю, прониклись судьбами людей, почувствовали социальную ответственность за сохранение уважительного отношения к старшему поколению и исторической памяти страны.
Еще один социально ориентированный проект возник недавно. Дети проявили интерес к акции «Старость в радость», организованной районными библиотеками, и с огромным удовольствием принимают в ней участие. Основные участники - ученики начальной школы и их родители. К Новому году и Рождеству собирают подарки (небольшие сувениры, кроссворды, мягкие конфеты, вязаные носочки и другие поделки) для тех, кто живет в домах престарелых. Но главное в этом проекте - написать поздравительную открытку, сказать теплые слова, рассказать о себе. Для наших ребят это опыт коммуникации с теми, кому трудно, кто одинок, кто нуждается в простом человеческом общении.
В школе работает еще один социальный проект, направленный на взаимодействие со сверстниками. Ребята и учителя связаны давними дружескими отношениями с воспитанниками школы-интерната поселка Барсуки Тульской области. Для встреч учеников нашей школы с воспитанниками интерната тщательно продумывается программа совместной деятельности. Ученики старших классов организуют для своих гостей чаепития, спортивные и интеллектуальные соревнования, прогулки по Коломенскому или Царицыну, экскурсионные программы.
Социальная помощь может быть ориентирована не только на людей. В школе существует проект помощи животным, в котором активно участвуют дети и взрослые. Они собирают корм для бездомных животных частного приюта «Альма», понимая, что частный приют содержится только на пожертвованные средства, а брошенные животные нуждаются в уходе. Это способствует воспитанию у ребят социальной ответственности и человеческого сопереживания. Ребята из старших классов отвозят корма в приюты, ухаживают за животными, гуляют с ними.
Наши дети вкладывают часть своего сердца в совершение добрых дел, и это важно не только тем, кому оказывается помощь, но и ребятам, которые учатся проявлению лучших качеств личности - неравнодушию, бескорыстию, доброте.

Марина ГАМАЗКОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1770