Для детей и взрослых, находящихся в трудной жизненной ситуации, арт-волонтеры готовят и показывают спектакли, концерты, цирковые представления, а затем общаются со зрителями и там, где возможно, вовлекают их в процесс совместного творчества. После представлений, как правило, проводятся творческие мастерские. Зрители учатся и пробуют петь, танцевать, играть на сцене, рисовать, фотографировать, делать мультфильмы, раскрашивать стены своего детского дома или фасады городских зданий, восстанавливать и благоустраивать заброшенный городской парк.
С 2009 года самым частым адресом для арт-волонтерских выездов киноколледжа стал маленький город Кадников под Вологдой. Судьба свела студентов и педагогов с этим городом и его жителями, 20% из которых воспитанники детских домов и интернатов. Каждое лето в Кадникове проводятся двухнедельные школы искусств, а каждую зиму - двухдневные новогодние представления. Не станет исключением и декабрь 2019 года.
В первый день группа арт-волонтеров поедет в психоневрологический интернат «Сосновая роща», где проживают около 300 воспитанников. Там волонтеры покажут театрально-концертное представление и проведут мастерские по вокалу, сценическому движению, танцу. В похожей программе примут участие около 120 воспитанников Кадниковского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Дальше представление и благотворительный новогодний базарчик для деревенских детишек в деревне Замошье, где проживают 332 человека.
Вторая группа арт-волонтеров с самого утра отправится в кадниковский детский дом №4. Около 50 его воспитанников и их воспитательница Светлана Пухова давние и надежные друзья киноколледжа. Ребята полноправно участвуют в спектаклях и концертах, приезжают вместе со студентами киноколледжа к одиноким старикам и тяжелобольным детям, по сути, сами становятся арт-волонтерами. На этот раз будет подготовлен и проведен совместный концерт в доме ветеранов, расположенном в районном центре Сокол. После концерта, как обычно, будут песни и общение с бабушками и дедушками в зале и в палатах, если они не могут прийти в зал. В Соколе эта команда еще должна успеть выступить для 50 детей из реабилитационного центра и поиграть с ними после представления. На обратном пути новогодний концерт и благотворительный базарчик в деревне Марковское, где проживают 505 человек, но часть группы в это время работает в детском доме №4, готовит декорации для завтрашнего общегородского представления.
Во второй день в городской библиотеке состоится концерт для тех, чье детство пришлось на время Великой Отечественной войны. Сюда арт-волонтеры киноколледжа придут вместе с воспитанниками детского дома №4. Здесь, как и в доме ветеранов, воплощается идея связи поколений. Происходит встреча стариков, которые хотят делиться своей мудростью и нежностью, и детей, оставшихся без родителей. Одни и другие оказываются нужными друг для друга, и контакт их не случаен.
На этот же день намечен еще один «деревенский» концерт с базарчиком в Чекшине, где живут 566 человек. Главное же событие дня в 16.00, когда все арт-волонтеры, местные дети и взрослые собираются в Доме культуры для большого новогоднего представления.
В этом арт-волонтерском проекте, который разворачивается с 2009 года, задействованы прежде всего студенты актерского факультета киноколледжа. У проекта есть очевидный социальный смысл и не столь очевидный образовательный (профессиональный).
Искусство помогает людям, оказавшимся в одиночестве. Дети-сироты, дети и взрослые люди с особенностями развития, одинокие старики получают возможность общения с другими людьми, возможность выражения своих эмоций, проживания ярких событий.
Арт-волонтеры получают в проекте возможность глубокого освоения творческой профессии. Искусство в целом и актерское искусство особенно основаны на сочувствии. Общение и совместное творчество в детских домах, интернатах, домах ветеранов ставит актера перед необходимостью быть настоящим, открытым, предельно искренним. Внешнее подражание, наигранность, заученная роль - все это перестает работать. Участие в арт-волонтерском проекте требует развития чуткости, предельной внимательности, интереса к внутреннему миру другого человека, готовности и умения прислушаться к боли другого человека, разделить с ним эту боль, принять ее на себя. Нужно помочь другому высказать, выплакать, выразить эту боль. Так мы понимаем не только человеческие и гражданские задачи, но и профессиональные.

Даниил САКСОНОВ,
заместитель директора киноколледжа №40