Первые шаги
В школе №1770 начата работа в направлении решения социально-экологических проблем через проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Каждый ребенок может лично поучаствовать в решении экологических проблем, научиться взаимодействовать с органами местной власти и общественностью. Волонтерская деятельность способствует самореализации учащихся, осознанию собственной значимости.
В 2016 году энтузиасты заметили, что любая московская школа, в частности наша, - крупный производитель чистого вторсырья: тетрадей, писчей бумаги, пэт-бутылок. Они объединились и назвали себя «Экологический дозор-1770». Личный проект «Экологический дозор» представлен в 2017‑2018 учебном году учащимся 9‑го класса естественно-научного профиля Максимом Дашко. Проект занял 2‑е место на школьной научной научно-исследовательской конференции.
Проект «Экологический дозор-1770», определенный как долгосрочный, существует с сентября 2017 года. В начале работы школьниками-волонтерами была организована просветительская акция «Раздельный сбор». Среди учащихся школы, жителей района был проведен опрос «Мое отношение к сортировке твердых бытовых отходов». Результаты опроса показали, что у большинства людей отсутствует привычка сортировать отходы собственной жизнедеятельности. Свою работу волонтеры начали именно с формирования культуры сортировки твердых бытовых отходов на территории школы. С помощью наглядной агитации, экологических акций ребята вовлекают в свои ряды неравнодушных к экологическим проблемам. Благодаря усилиям волонтеров ООО «Вторсырье» разместило на территории школы сетки для раздельного сбора отходов. Сетки для сбора пластика находятся в школьной столовой, около кулеров. Волонтеры сотрудничают с движением «Раздельный сбор».

Ощутимые результаты
Волонтеры школы ведут просветительскую деятельность, результатом которой стало вовлечение в это движение большого количества людей. Волонтеры стремятся к тому, чтобы проект «Экологический дозор-1770» объединил всех учащихся, преподавателей и жителей района, потому что участие в движении - это посильный вклад каждого. Планируя действия по раздельному сбору вторсырья, ребята сразу определяют не очень трудоемкие и затратные, но социально значимые способы. Один из них - сбор крышек. Наш доброволец записал интервью с представителем Национального университета «Высшая школа экономики» Георгием Сафоновым, директором Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов. В нем он подчеркнул значимость проекта «Добрые крышечки». Это движение выросло как одно из направлений благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Волонтерами были установлены 19‑литровые емкости для сбора «добрых» крышечек в кабинетах начальной школы и в штабе «Экологического дозора». Не только сами младшие школьники охотно участвуют в этой акции, но и их семьи.
Акция «Бумажный бум» проходит под патронатом «Экологического дозора». В нее вовлечены и учителя. С подачи детей-волонтеров взрослые теперь ответственно относятся к использованной бумаге, никто не спешит избавиться от нее. Лидирует 3‑й класс (классный руководитель - Наталья Мицул), за один сбор внесший более 250 килограммов макулатуры.
В декабре 2018 года Президент России В.В.Путин подписал указ о создании всероссийского оператора системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Учредителем оператора будет Министерство природных ресурсов и экологии. «Экологический дозор-1770» становится участником серьезного национального проекта «Экология».

Участие в конференциях
Учащиеся нашей школы являются постоянными участниками и победителями экологических научно-практических конференций на межрайонном, региональном и всероссийском уровнях. В прошлом учебном году ученица 10‑го класса Ани Гукасян стала победителем региональной научно-практической конференции экологических и социально значимых проектов в номинации «Экология человека». В этом году мы продолжаем свою работу в направлении создания проектов и исследовательских работ. Учащиеся 7‑10‑х классов стали участниками и победителями научно-практической конференции экологических исследований московских школьников на межрайонном уровне. Исследовательская работа ученика 10‑го класса Георгия Соломина «Изучение флуктуирующей асимметрии листьев березы повислой (Betula pendula R.) для оценки качества среды» прошла на городской этап. Учащиеся нашей школы не остаются равнодушными к экологическим проблемам, которые затрагивают животный и растительный мир планеты. Готовятся проект по созданию словаря вымерших по вине человека животных от «а» до «я» и предложения по выходу из сложившейся ситуации.

Юлия МОКРОУСОВА, учитель биологии школы №1770;
Ирина КОРОТЕЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1770