О конкурсе
История появления и развития Всероссийского открытого конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского неразрывно связана с поисками нового содержания и новых форм образования и воспитания школьников, а организация деятельности оргкомитета конкурса с 1993 года тесно переплетается с историей московской школы №1553, носящей в настоящее время имя В.И.Вернадского. Принципы, определяющие концепцию содержания всей деятельности организаторов конкурса и педагогов школы, основаны на особом видении развития исследовательского мышления и активной творческой позиции в формировании личности ребенка и юного человека, и с самого начала истории конкурса мы настаивали на том, что главные его действующие лица - юные исследователи и их научные руководители. Именно позиция, требующая личностного включения во взаимообогащающий процесс представления и оценки работ, дала толчок к формированию традиций взаимодействия юных и взрослых участников проведения конкурса. Главное значение конкурса, на наш взгляд, в том, что этот процесс взаимодействия формирует сообщество детей и взрослых, занимающихся творческой деятельностью, основанной на лучших традициях русской научной и педагогической школ.

Команда школы
Учащиеся московской школы №1553 имени В.И.Вернадского принимают участие в работе конкурса не только в качестве авторов исследовательских работ, но и в роли волонтеров, помощников и единомышленников взрослых организаторов сложного процесса координации деятельности во всех направлениях работы конкурса. Педагогический процесс в школе направлен на создание образовательной среды, которая включает учеников в учебно-исследовательскую, исследовательскую и проектную деятельность, формирует поисковый стиль мышления и потребность в творчестве, прививает интерес к познанию и уважение к интеллектуальной деятельности. Волонтерская работа учащихся школы во время проведения очного тура конкурса имени В.И.Вернадского полностью соответствует векторам движения этого процесса, ориентированного прежде всего на развитие креативных способностей каждого ученика школы. Команда волонтеров формируется при участии педагогов и психологов школы, учитывающих заявленную активную позицию ученика, индивидуальные особенности личности, учебно-исследовательский опыт и тематику собственных творческих работ.

Направления деятельности волонтеров
Члены оргкомитета конкурса предлагают волонтерам разные направления деятельности. Самыми активными помощниками становятся учащиеся 10‑х и 11‑х классов, уже представлявшие свои собственные работы на внутришкольных и внешних конференциях разного уровня. Фактически старшеклассники во время проведения очного тура конкурса выступают в роли «взрослых» коллег организаторов. Именно из волонтерского корпуса формируется команда секретарей и их помощников, группы технической поддержки, помогающие решить сложные проблемы, возникающие в процессе организации очного тура. Волонтеры-секретари помогают руководителям секций в координации действий экспертных групп ученых, педагогов, школьников, обеспечивают поддержку участников - как москвичей, так и приехавших в Москву из регионов. Функции секретарей и их помощников не ограничены решением технических вопросов. Волонтеры знакомятся с содержанием исследований, авторами и их научными руководителями, участвуют в обсуждении работ, задавая вопросы, которые могут помочь экспертам в объективной оценке исследования их ровесника. Волонтеры-секретари фиксируют мнения экспертов во время совещания комиссии, вместе с руководителем секции оформляют результаты экспертизы.
Не менее значимой для оргкомитета конкурса является работа волонтеров с авторами юношеских исследовательских работ, ее основная цель - создание психологической и творческой атмосферы, формирующей сообщество единомышленников с активной творческой и гражданской позицией. Уже на этапе регистрации участника должны встречать доброжелательные, готовые отвечать на естественно возникающие в новой обстановке сверстники. А следующий этап вообще невозможен без помощи волонтеров-старшеклассников. Речь идет о традиционно сложившемся психологическом тренинге, условно называемом «Взаимодействие», ежегодно меняющем тематическое направление. На этом этапе происходит знакомство друг с другом участников из разных регионов страны во время игры, содержание и форма которой складывается каждый раз по-своему в результате творчества группы волонтеров и руководителя-психолога. Благодаря их усилиям каждый год создается новая игра, в которой и участники конкурса, и волонтеры школы знакомятся, вместе порождают новые идеи, решают творческие задачи на общем «игровом поле».

Цели для волонтеров
Традиционная волонтерская деятельность по организации публичных мероприятий с большим количеством участников: помощь в обеспечении раздаточными материалами, информационная помощь, помощь в гардеробе и буфете (список может быть продолжен, он зависит от целей и задач форума) - насыщается для волонтеров школы №1553 еще особым содержанием и ответственностью.
Мы ценим конкурс имени В.И.Вер­над­ского как платформу образования и воспитания юношества, и педагоги школы не только призывают своих учеников участвовать в качестве авторов исследования в работе конкурса, помогать в качестве волонтеров коллегам-организаторам, но и рассматривают деятельность волонтеров как педагогическую. Одним из принципиально важных направлений нашей работы является формирование внутришкольного круга людей, мира учащихся и учителей, не зависящего от принадлежности к определенному школьному классу, а основанного на общности интересов и мотивов деятельности.
Ежегодно директор и педагоги школы организуют выезд учащихся на стендовую сессию конкурса. Знакомство с исследовательскими работами своих сверстников очень важно для наших учеников, так как выполнение своего собственного учебного исследования - обязательный этап обучения в школе №1553. Организация экспертных групп школьников - а одна из грамот конкурса выдается на основании анализа симпатий зрителей - включает много задач, решение которых невозможно без помощи волонтеров-старшеклассников. Попадая на очный тур конкурса, школьник не только знакомится с исследовательскими работами и их авторами, он видит огромное пространство помещений РАН, занятое стендами, своеобразную «карту» нашей страны, экспертов и педагогов, организаторов конкурса, среди которых хорошо ему знакомые старшеклассники. Именно волонтеры (особая группа тьюторов) проведут небольшие группы своих младших товарищей по разным секциям. Педагоги-предметники и научные руководители заранее продумывают индивидуальные задания для групп, занимающихся в разных профильных классах и «специализациях» (разновозрастная группа учащихся школы, занимающаяся по углубленной программе элективного курса), а волонтеры помогут ученикам в обсуждении юношеских исследований, поиске ответов на поставленные вопросы.
Благодаря взаимодействию педагогического сообщества школы и наших помощников, волонтеров-старшеклассников, становится возможным развитие содержания конкурса имени В.И.Вернадского, расширение круга единомышленников внутри и вне (например, среди выпускников) школы №1553 имени В.И.Вернадского, педагогов, учащихся и их родителей, осознающих значение активной творческой деятельности в формировании личности.

Надежда СВЕШНИКОВА,
учитель литературы школы №1553 имени В.И.Вернадского