Дизайн делает мир лучше
Дизайн охватывает множество сфер жизни. Различают промышленный дизайн, графический дизайн, мультимедийный дизайн, дизайн интерьера, дизайн городской среды и так далее. Но какую бы область применения мы ни взяли, задача дизайна - решать социально-технические вопросы функционирования производств, улучшать существование людей в предметной среде.
Одно из самых современных определений дизайна дал российский искусствовед Никита Васильевич Воронов: «Дизайн - органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом».
Мне кажется, что прекрасной иллюстрацией роли дизайна в повышении качества жизни людей является дизайн общественных пространств Москвы. Причем в этом контексте дизайн включает в себя не только визуальные решения, но и совокупность факторов: внешняя привлекательность и уникальность, пешеходная и велоинфраструктура, уровень безопасности, благоустроенность, досуговые возможности.
Бостонская консалтинговая группа год назад, в июле 2018‑го, опубликовала отчет о результатах исследования развития комфортной городской среды в Москве и ведущих городах мира. Красивая, комфортная и дружелюбная среда не просто создает позитивный настрой у человека, она рассматривается как один из важнейших факторов благополучия населения.
Некоторые цифры, позволяющие оценить изменение восприятия и поведения москвичей в связи с трансформацией общественных пространств:
- число пешеходов на благоустроенных улицах выросло в среднем в 4,5 раза;
- москвичи стали в 23 раза чаще пользоваться велопрокатом;
- каждое третье фото на благоустроенных улицах сделано в темное время суток;
- каждый третий москвич стал заниматься физкультурой и спортом;
- москвичи стали в 10 раз чаще ходить на фестивали.
(Данные из отчета BCG)

Дизайн образовательных пространств
Очевидно, что дизайн, обладая свойством менять восприятие и поведение людей, имеет огромное значение для школ, не только повышая мотивацию к учебе, но и являясь сильным конкурентным преимуществом образовательной организации, точкой притяжения обучающихся.
Международные практики создания современных, эргономичных и экологичных образовательных и развивающих пространств имеют долгую историю, в отличие от советской практики унифицированных подходов. В Интернете можно найти много примеров европейских и американских учебных заведений, воплотивших уникальные дизайнерские решения.
В последние годы Москва активно развивает идеи индивидуальных проектов государственных школьных зданий и территорий, через конкурсы поддерживает лучшие образцы оформления учебных помещений, школьных столовых, дворов, спортивных площадок.
Команда техникума Красина, позиционируя себя в области креативных индустрий, включила в учебно-производственную практику студентов направлений «Дизайн по отраслям» и «Графический дизайн» модули, связанные с оформлением учебных и рекреационных площадей в своих зданиях. При этом мы стараемся по возможности следовать сформулированной нами концепции «5Э»:
    Эстетичность. Включение пространства в формирование хорошего вкуса. Эстетика пространства интерактивна и создается совместно с участниками образовательного процесса.
    Эргономичность. Использование технологий для повышения концентрации внимания обучающихся и достижения лучшего КПД учебного процесса.
    Экологичность. Использование экологичных материалов, перерабатывающего отходы оборудования, организация замкнутого цикла переработки.
    Экономичность. Максимально эффективное использование пространства и оборудования, монетизация интеллектуальной собственности.
    Этичность. Демонстрация принципов этики и морали, привитие человекоцентричных ценностей.
Две наши площадки представляют собой типовые здания, одно из которых построено в 1930 году как общеобразовательная школа, второе - в 1970 году как профессиональное училище. Назначение зданий определило и архитектуру, и внутреннее пространство. И одна из главных задач поиска решений и оформления, которая ставилась перед студентами, - это органичное сохранение функциональности и исторического контекста и одновременное преодоление «налета совка».
Первым нашим масштабным экспериментом стало освоение цеховых помещений и открытие в них центра современного искусства «Полиграфический цех». Нашей команде «в наследство» достались большие производственные площади в плачевном состоянии, и мы решили пойти по пути мировых трендов - использовать их для выставочных целей, что оправданно и с точки зрения образования. Наш выбор остановился на современном искусстве как одном из направлений развития. Почему? Во-первых, искусство - это всегда созидание. Сегодня мир наполнен большим количеством разрушительных явлений. И в этом смысле организация выставок современного искусства, в которых художники пытаются осмыслить действительность и призывают зрителей к определенного рода рефлексии, - это наша манифестация против негатива. Во-вторых, в искусстве изначально заложена метапредметность. Современное искусство оперирует знакомыми образами, призывая зрителей искать истинные смыслы окружающих нас явлений, задумываться о категориях, определяющих человеческую жизнь, о настоящих и ложных ценностях. И, в-третьих, я убеждена, что молодой человек, у которого помимо фундаментальных знаний и профессиональных компетенций есть культурный багаж, - это человек, если можно так выразиться, «обреченный на успех», потому что он готов воспринимать, познавать, анализировать и обязательно созидать.
В результате разрушенные и опустошенные промышленные площади превратились в арт-территорию, совместив в себе флер урбанистического пространства и следы производственного помещения.
Этот проект целиком и полностью реализован нашими преподавателями, современными художниками Кириллом Жилкиным, Евой Аракчеевой и Михаилом Левиусом. Они являются и кураторами арт-центра, формирующими образовательную и выставочную повестку, и авторами, чьи работы экспонируются в залах.
Арт-центр «Полиграфичес­кий цех» был создан в феврале 2016 года, и сегодня у нас в портфолио 18 реализованных выставочных проектов, среди которых «Модуль» - участник V Московской международной биеннале современного искусства, «Мифология бургера» - один из Топ-10 сезонных выставочных проектов Москвы. Наше арт-пространство органично встроено в систему дополнительного художественного и философского образования, мы организуем авторские и кураторские экскурсии для школьников и студентов, проводим мероприятия городского просветительского проекта «Арт-субботы», мастер-классы, лекции, встречи с художниками.
Дизайнерские проекты наших студентов, конечно, менее масштабны, но не менее концептуальны. Например, роспись бетонного забора, окружавшего территорию одной из наших площадок. Против унылой серости был применен арсенал стрит-арта. Выполненные граффити - это не просто прикольные рисунки, они имеют глубокий социальный подтекст, символизируют полярные образы, которые можно найти в современных мегаполисах.
Еще одно пространство, преображенное силами студентов, - это учебная зона для детей с особыми образовательными потребностями. Молодые дизайнеры поставили перед собой задачу повысить комфорт обучающихся с ОВЗ в учебных кабинетах и зонах отдыха, для чего при оформлении выбрали особые цвета - нежно-зеленый, серо-голубой и небесно-голубой.
Визуальные решения для общих рекреаций разрабатывались с учетом двух аспектов: с одной стороны, это эстетичность, функциональность и комфорт, с другой - образовательный посыл, мысль, идея. В рамках этого подхода были созданы и оформлены зоны буккроссинга в двух зданиях техникума. Зона буккроссинга - это не только пространство, в котором можно обмениваться книгами, но и место досуга для студентов и преподавателей. Поэтому концепция визуального решения должна, с одной стороны, отделять это пространство от других в техникуме, с другой - нести некое значимое сообщение. Использование удобной мягкой мебели, ярких, привлекающих внимание стеллажей и экрана для электронного обмена книгами - это одна часть проекта, а другая - лаконичная монохромная роспись стен, темой которой стал суровый техногенный, монохромный город. Данный образ ненавязчиво говорит о том, что так необходимо мегаполису - осмысленное живое общение, которое становится возможным в зоне буккроссинга.
Другим проектом стало оформление одного из этажей техникума, на котором базируются дизайнеры. Идеей, транслируемой в данном случае, стало зримое присутствие великих художников и дизайнеров рядом со студентами. Были обработаны в технике трафарета и нанесены на стены портреты Василия Кандинского, Павла Филонова и других. Вместе с их цитатами пространство становится образовательным и мотивирующим. Студент видит себя в контексте истории искусства, находится в ярком, динамичном и эффектном пространстве, залитом яркими, контрастными цветами. Такое решение дает возможность проводить уроки истории искусств и цветоведения прямо в коридоре.
Актовый зал - еще одно место постоянного присутствия студентов, поэтому мы решили создать в нем атмосферу фильма, оформив холл в эстетике нуара. Это неожиданное решение превращает часть техникума в подобие модного андеграундного клуба или концертного зала.
Разрушать стереотипы восприятия - одна из главных функций дизайна и основное его оружие. Как привлечь молодых людей, как передать им значимые ценности без давления? Методом превращения образовательного пространства в разностороннее, эстетически привлекательное и нетривиальное.

Перспективы дизайнерских профессий
Возвращаясь к обсуждению дизайна как важной части жизнедеятельности человека, нельзя не сказать о его эволюции, вызванной изменениями социальных, технологических и производственных процессов. В этом смысле интересно посмотреть на «Атлас новых профессий», проект-прогноз развития отраслей по результатам форсайт-сессий с ключевыми экспертами компаний - лидеров отраслей и вузов.
Среди заявленных в атласе 186 профессий будущего, которые появятся в перспективе до 2030 года, профессии, связанные с дизайном, встречаются многократно:
    сфера безопасности - «дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности»;
    туризм и гостеприимство - «дизайнер дополненной реальности территорий»;
    медиа и развлечения - «дизайнер эмоций»;
    энергогенерация и накопление энергии - «дизайнер носимых энерго­устройств»;
    IT-сектор - «дизайнер интерфейсов».
Все эти разные виды дизайна требуют разных профессиональных компетенций, но их объединяют так называемые универсальные компетенции: логика и системное мышление, кросс-функциональное и кросс-дисциплинарное взаимодействие, программирование, управление ресурсами и проектами, восприятие критики и обратная связь, умение видеть возможности. Эти универсальные компетенции необходимы уже сегодня, в условиях постоянного появления новых технологических трендов и большей автоматизации рутинных задач.
Многие эксперты прогнозируют взлет спроса и на «обычных» дизайнеров со стороны как частных, так и государственных компаний. Государственный сектор сталкивается с новыми, ранее не возникавшими задачами, которые нельзя решить без опыта и творческого мышления дизайнеров, а коммерческие фирмы все жестче конкурируют на уровне идей, для чего им необходимы интеллектуальные ресурсы дизайнеров.
Наша команда старается работать в русле перспективных трендов, поэтому мы начали разработку образовательных программ по профессиям будущего, в том числе по профессии «дизайнер эмоций». Опираясь на «Атлас новых профессий», на первом этапе мы разработали функциональную карту, сформулировав и описав область профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, трудовые функции и компетенции. Поскольку техникум Красина - это государственная бюджетная профессиональная образовательная организация, то и наша образовательная деятельность должна строиться в существующем нормативно-правовом поле. Курс по этой профессии был спроектирован максимально приближенным к логике ФГОС СПО. К разработке содержания мы привлекали и наших преподавателей, и внешних экспертов. Мы предусмотрели возможность его интеграции в существующие образовательные программы среднего профессионального образования по специальности «дизайн по отраслям» и профессии «графический дизайнер». Получился такой многосоставной модуль, который погружает слушателя в основные аспекты стратегии воздействия на эмоции средствами дизайна (композиция, типографика, инфографика, презентация данных, психология цвета) и знакомит со способами взаимодействия дизайна и мультимедийных технологий.

Дизайнер эмоций - специалист, создающий эмоциональный фон контента с использованием новых каналов доставки информации, в том числе и напрямую в мозг потребителя. Он управляет воздействием на органы чувств для того, чтобы в ходе потребления контента у пользователя возникали необходимые ощущения и эмоции.

Из «Атласа новых профессий»

Лиана ТАБАТАДЗЕ,
директор Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина

Конкурс «Школьный двор - лучшее место для семейного отдыха в Москве»

Номинации:
    «Школьный двор для всех москвичей»;
    «Спорт для всех»;
    «Фестиваль цветов»;
    «Общение и отдых»;
    «Самый популярный двор»;
Критерии оценки:
1) общее эстетическое состояние здания и территории;
2) возможности для отдыха всех москвичей (наличие и состояние скамеек, беспрепятственный доступ маломобильных граждан);
3) состояние зеленых насаждений (деревья, цветники, газоны);
4) возможности для активного отдыха и занятий спортом для всех возрастных категорий (спортплощадки, тренажеры);
5) единое гармонизированное школьное пространство для семейного отдыха.