Московское образование как неотъемлемая часть города также очень динамично, оно откликается на новые задачи и новые вызовы, связанные с ними, и демонстрирует очень высокие результаты своих учеников и воспитанников.

Школа использует городские возможности
Есть несколько важных предпосылок, которые влияют на логику развития московской школы - школы большого города. В первую очередь это то, что школа оказывается частью повседневной городской жизни: современные технологии позволяют получать знания и приобретать навыки за пределами учебного кабинета. Московская школа вышла за рамки класса: урок, который проходит в городской среде, стал обычной частью образовательного процесса. Ученику доступны ресурсы любых московских организаций - научных институтов, музеев, предприятий, технополисов, иннопарков. Новый подход к образованию позволяет создавать уникальные форматы обучения, подходить к каждой теме комплексно и учить школьников видеть прикладную и научную стороны каждого предмета, который изучается в рамках программы. При этом важно отметить, что сегодняшняя школа - это множество возможностей, которые открыты не только для школьников, но и для их родителей, бабушек и дедушек. То, что школа оказывается везде, а знания и навыки, которые она дает, интересны и необходимы в повседневной жизни, придает дополнительную ценность образованию в глазах горожан.

Проект «Субботы московского школьника»
Вторая предпосылка заключается в том, что непрерывное обучение (life-long learning) как концепция успешности человека действительно имеет чрезвычайную важность. Постоянное изменение технологий, появление новых областей знаний на стыке дисциплин диктует необходимость пожизненного образования, а значит, потребность в нем и мотивация к нему должны формироваться со школьной скамьи. Проект «Субботы московского школьника» прекрасно работает на эту задачу, открывая перед учениками через личности спикеров, через демонстрацию площадок возможности получения и комбинации знаний, приобретения опыта, для того чтобы шире смотреть на себя, на мир и никогда не застревать в привычных границах. Многообразие форм проекта дает возможность школьникам не только получить новые знания, но и попробовать себя в различных областях, разобраться в себе и понять, каким образом они лучше усваивают информацию. Школа открыта для всех, а это значит, что она должна быть гибкой и позволять каждому найти тот образовательный формат, который подходит именно ему.

Школа больше, чем образовательная организация
Третья существенная предпосылка развития московского образования заключается в том, что актуальным становится принцип «компетенции важнее профессий». Прогресс устойчиво изменяет структуру рабочих процессов, и вместе с этим появляется необходимость прогнозирования появления новых видов деятельности. Формируются новые специальности, растут потребности в квалифицированных кадрах в производственных, технологических, социально-экономических, экологических и других областях. Национальное агентство развития квалификаций недавно провело опрос, в котором приняли участие более 27 тысяч организаций, и результаты этого опроса показали, что современные работодатели наряду с предметными компетенциями критически важными считают когнитивные навыки, такие как саморазвитие (способность обучаться), критическое мышление, прогнозирование, способность к решению нестандартных задач, стремление к достижению результатов. Формировать и развивать у учеников эти навыки - это тоже одна из ключевых задач школы. И решается эта задача в том числе через проектные и социальные активности.
Волонтерская деятельность
в рамках московской школы
Сегодня мы обращаемся к теме школьного обучения с разных сторон. Именно его многогранность позволяет учащимся не только получить полноценное образование, но и найти свой собственный путь, понять, какие области могут быть им интересны, помочь выстроить собственную карьерную линию. Благодаря возможностям, которые дает современная школа помимо освоения обязательной образовательной программы, ученики могут посмотреть на собственное профессиональное будущее, попробовать себя в различных областях, получить полезные навыки и расширить свой круг общения.
В этом номере «Учительской газеты-Москва» мы хотим поговорить о волонтерстве как важнейшем элементе социально ориентированной проектной деятельности в московской школе - школе большого города. Мы расскажем о волонтерской деятельности с разных сторон: дадим слово участникам, осветим содержательные направления, покажем результаты и подведем промежуточные итоги. Добровольчество - это обширная область, которая объединяет различные по сути проекты и притягивает людей любых возрастов и взглядов. Но главное, что добровольческая деятельность под силу каждому, а московская школа позволяет не только сделать ее доступной, но и в рамках волонтерских проектов создать условия для достижения новых высоких образовательных результатов школьников Москвы.

Марина КАРТЫШОВА,
председатель межрайонного совета директоров №32, директор школы №630

«Субботы московского школьника» включают в себя 21 проект, объединенный в три блока:

    «Университетские субботы» - проекты «Университетские субботы»; «Субботы правовой грамотности» и «Инженерные субботы». Мероприятия проводятся на площадках московских вузов;
    «Профессиональная среда» - проект «Профессиональная среда». Мероприятия проводятся на площадках столичных колледжей;
    «Мультидисциплинарные субботы» - проекты «Арт-субботы», «IT-субботы», «Департаментская суббота», «Исторические субботы», «Космические субботы», «Научные субботы», «Просто о сложном», «Профессиональные стажировки», «Спортивные субботы», «Субботы активиста», «Субботы мужества», «Субботы будущего», «Телевизионные субботы», «Транспортные субботы», «Финансовые и предпринимательские субботы», «Форсайт профессионального успеха», «Экосубботы». Мероприятия этих 17 проектов проводятся на производственных предприятиях, в учреждениях культуры и спорта, а также на базе других городских площадок.