​Лучшая школа дисциплины есть семья.
Сэмюэл Смайлс



К сожалению, не все родители, молодые или уже в возрасте, понимают, насколько важно уделять время еще не окрепшему маленькому человеку. И дело не в том, чтобы весело провести день за интересным занятием. Речь пойдет о том, почему родитель должен адекватно оценивать свой вклад в развитие ребенка, а не винить окружающих в своих ошибках.
Позволю себе порассуждать о том, как происходят трансформация ребенка, переход его из семьи, детского сада в школу. Работая воспитателем уже более 25 лет, я накопила определенное видение и значительный опыт, как оценить вышеперечисленные процессы. Хочу заметить, что каждый выпуск детей из сада оставляет много впечатлений, воспоминаний и надежд, и каждый раз задаешь себе вопрос: все ли я сделала, чтобы не только учителю начальной школы, но и ребенку было интересно учиться и развиваться? Становится очень больно, когда вложенные силы в полной мере не получают максимального развития. Но, к великой радости, все-таки больше позитивных результатов от вложенных сил в ребенка получают ребенок и соответственно учитель и семья.
В начале статьи идет отсылка к ситуации, в которой недовольная мама ребенка негодует по поводу отношения руководителя в школе к ее «бриллианту». При этом, не отличаясь от других детей, почему-то именно этот ребенок должен был получить больше и лучше. К сожалению, такие ситуации довольно распространены и начинаются они далеко не со школьных лет, а гораздо раньше - еще в детском саду. Родители зачем-то накладывают на воспитателей чуть ли не самую главную роль в воспитании. Причин этому множество: от слишком плотного графика работы до элементарного нежелания уделять ребенку собственное время - пусть сам познает эту жизнь.
Остается вопрос: как маленький человек трех лет самостоятельно научится познавать внешний социальный мир, который кардинально отличается от того, что происходит в его семье? Воспитатель в данном случае - это «жертва», которая получает неподготовленного ребенка и пытается подстроить его под себя, потому что только так ему будет проще справляться с ним и еще десятком таких же детишек. И только в ваших интересах сформировать основные нормы поведения своего ребенка, чтобы ни воспитатель, ни другие дети не становились поводом для ссор и обид с вашей стороны.
А сделать это можно только одним лишь способом - путем взятия на себя полной ответственности за то, как чувствует себя ребенок в новом мире и насколько он готов к нему. И лишь после того, как вы тщательно проработаете все моменты в этой области воспитания, можно отпустить ребенка с уже сформированными нормами поведения к воспитателю. В этом случае ему не потребуется особый подход, так как он уже будет готов к самостоятельному решению возникающих проблем в новом социальном обществе.
Как отмечалось в статье Марии Лазутовой, воспитатель - это профессионал, который может практически с первого взгляда оценить состояние и настроение ребенка. И если с ним легко и хорошо работать, это говорит о том, что в семье уделяется достаточно внимания воспитанию. Как же этого достичь?

Подготовка ребенка к детскому саду
Никогда нельзя недооценивать роль подготовки ребенка к детскому саду. Сюда входит все - от постановки режима до обучения навыкам общения. Рассмотрим все пункты.

Режим дня
Это один из главных пунктов, который играет важную роль в настроении и состоянии ребенка. Детский сад - это всегда новые правила. Необходимо минимум за 3 месяца начинать готовиться к режиму: укладывать ребенка в одно и то же время, будить раньше обычного. Делать это нужно постепенно, прибавляя или убавляя по 10‑20 минут в неделю в зависимости от вашего привычного режима.
Приемы пищи также старайтесь устраивать по определенному расписанию, приближаясь к детсадовскому. Расскажите, что скоро он будет обедать не только с мамой, но и с такими же маленькими детками, как он сам.
Играть и гулять старайтесь примерно в то же время, что и в детском саду. Наверняка вы уже знаете заранее, куда отправите своего малыша, поэтому уточните расписание у будущих воспитателей. Также можно приобрести похожие игрушки, чтобы ребенок, придя в новое место, знал, с чем он легко сможет играть.
Важно: режим нужно соблюдать не только в будни, но и в выходные дни!

Знакомство с новыми людьми
Этот пункт необходим для того, чтобы ребенок смог спокойно себя чувствовать в присутствии незнакомых людей. Не все детки начинают сразу же активно общаться со взрослыми, которых видят в первый или даже второй раз. Важно показать, что знакомые люди - это тоже друзья, которые могут и поиграть, и помочь снять верхнюю одежду, и просто побыть рядом, пока мама отошла.
Как правило, в детских садах не сразу оставляют детей на весь день. Для них связь с родителем настолько сильна, что даже один час разлуки может показаться вечностью, и это начинает беспокоить малышей. Поэтому постепенно наращивайте часы отсутствия, терпеливо следя за поведением своего чада.

Общение со сверстниками
В саду будут дети, с которыми вашему ребенку, как ни крути, но придется общаться в течение дня. Лучше всего наладить эту сферу помогут прогулки на детских площадках, общение в секциях, в гостях, где будут присутствовать детки примерно того же возраста. При этом не забывайте следить за тем, как ваш ребенок строит общение с другими, а после прогулки помогайте ему разобраться с различными ситуациями, которые могли произойти: не поделился машинкой, обиделся на кого-то, отобрал игрушку… Поверьте, такие моменты должны быть охвачены вашим вниманием, и важно разъяснить маленькому человеку, как стоило повести себя в той или иной ситуации. Не нужно ругать или обвинять, поможет только разговор по душам с полным анализом и оценкой действий, в том числе со стороны ребенка.
Наряду с этим займитесь развитием речи. Побольше читайте, общайтесь, хвалите, когда ребенок четко выражает свои мысли и желания.

Настрой
Ребенку будет довольно трудно, если вы просто приведете его в новое место и оставите с незнакомыми людьми даже на час. Скорее всего, он испытает сильнейший стресс. Поэтому рекомендуется заранее подготовить его к этому, рассказывая увлекательные истории, как он будет проводить там время, кого может встретить и с кем ему придется общаться.
Будет неплохо, если вы сходите вместе в детский сад (по возможности и разрешению самого учреждения) и погуляете на его территории, посмотрите, как другие дети играют, а воспитатель всегда находится рядом. При первом посещении сада ребенок уже будет понимать, куда он идет, здание ему будет знакомым и, скорее всего, никаких опасений вызывать не будет.
Здесь важно, чтобы у ребенка сложилось положительное впечатление от этого места еще до того, как он туда попадет. Только так он придет в детский сад с хорошим настроением и готовностью окунуться в новый интересный мир.

Мамы, готовьтесь сами!
Это еще одна важная задача, ведь отвести своего ребенка в детский сад и оставить одного - такое может быть непосильно, особенно для эмоциональных женщин. Запомните главное - ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, даже если вы будете об этом молчать. Чтобы избежать подобного настроения, познакомьтесь с персоналом детского садика, изучите всю информацию об учреждении, посетите их сайт, почитайте отзывы или поспрашивайте тех, кто уже водит туда своего ребенка. Так вам будет легче, вы сможете доверять выбранному детскому саду.

Основные ошибки родителей
Без этого никуда, ведь никому не чуждо совершать ошибки, в том числе и в воспитании детей. К примеру, одна из самых распространенных - торопить ребенка в раздевалке, чтобы отправить в группу. Здесь все ясно: родитель опаздывает на работу, а еще непроснувшийся до конца ребенок делает все медленно, нехотя либо просто не в настроении идти в группу прямо сейчас. Если вы видите, что воспитатель готов прийти на помощь и перенять вашу задачу на себя, то спросите ребенка, не против ли он будет, если ему поможет другой человек. Ответ, скорее всего, будет положительным, и вы сможете со спокойной душой пойти по своим делам, оставив за главного воспитателя. Не бойтесь перекладывать подобные обязанности на этого человека, если он сам предлагает помощь.
Вторая распространенная ошибка родителей - это высказывания против воспитателей в присутствии ребенка. Если вы считаете, что он ничего не слышит или не понимает, то вы сильно ошибаетесь. Ребенок прекрасно разберается даже по интонации, когда вы злитесь, а когда полны любви. Если вы будете плохо высказываться о воспитателе, то ему этот человек уже не будет казаться таким уж хорошим и надежным. А это может вывести ситуацию на другой уровень - неуважение воспитателя, капризы, отстраненность, тревога.
Еще одна общая ошибка - пропуски детского сада по неуважительной причине. Речь идет не о болезнях или отпусках, а о нежелании самого ребенка ходить в садик. Причин этому может быть множество, вплоть до простого каприза делать так, как хочет именно он. Нежелательно полностью подстраиваться под указания чада, ведь в будущем вам будет гораздо сложнее справляться с такими манипуляциями, а он возьмет это на заметку и будет всегда добиваться своего.

Роль родителя и воспитателя: в чем разница
Так в чем же разница в роли родителя и воспитателя на этапе становления личности маленького человека? Родитель - это тот самый главный уравновешиватель, который способен сохранить баланс в общении между воспитателем и ребенком. В его задачи входит донести до своего малыша основные нормы поведения в обществе путем установок еще до посещения детского сада. И хотя воспитатель - это профессионал, который обязан принимать человека таким, какой он есть, он не сможет отдавать себя всего только одному ребенку. Это задача именно родителя. При возникновении спорных ситуаций в детском саду или школе не перекладывайте ответственность на плечи воспитателей и руководителей. Проведите анализ, оцените свой вклад в сложившуюся ситуацию и лишь потом вставайте на защиту ребенка, если это потребуется.
Если вы примите тот факт, что семья - это и есть основа для развития здоровой личности во всех отношениях, то вы уже двигаетесь в правильном направлении. Помогите ребенку чувствовать себя уверенно в любом обществе. А сделать это вы сможете только при помощи заботы и любви, ведь только так мы способны передавать положительные стороны своего характера.
Я глубоко убеждена в том, что мы, воспитатели, такие же родители. У нас есть собственные дети, а у кого-то уже и внуки. Мы также устаем, как и вы, родители, но всегда есть главное чувство, что наша общая задача - сделать детей счастливыми, помочь им стать в будущем нашей опорой.

Юлия ЗАЙЦЕВА,
воспитатель школы №1569 «Созвездие»