Но есть другой подход: освоение определенных знаний по предметам в возрасте наибольшей личной восприимчивости. Педагоги составили школьную программу так, чтобы она соответствовала потребностям большинства учащихся. Но существует немало учащихся, которых трудно назвать средними, если вообще можно к кому-либо применить этот термин.
Каждый раз, когда мы говорим о средней школе, представляем в качестве учеников детей.
Когда говорим слова «вечерняя школа», сразу возникают ассоциации со старым советским фильмом, а молодежь, не смотревшая этот фильм, не понимает вообще, о чем идет речь.
Наше государство всегда предоставляло и продолжает предоставлять возможность получить среднее образование всем гражданам вне зависимости от возраста.
В Москве нашлось уникальное государственное учебное учреждение, где право на бесплатное среднее образование в любом возрасте действительно реализуется в полном объеме.
По ключевым словам «вечерняя школа» Яндекс выдал сайты нескольких московских школ, на которых декларировалась возможность такой учебы. Но, позвонив в эти учебные заведения, получила ответы, что да, когда-то была такая форма обучения, но теперь ее нет. В какой-то момент потеряла надежду найти вечернюю школу, как вдруг, позвонив по одному из таких телефонов, услышала совет попробовать позвонить в 88‑ю школу на Таганке.
Я зашла на сайт этой школы, позвонила по указанному телефону и. о. директора Виктора Михайловича Гаценко и встретила в его лице открытого, неравнодушного и преданного своему делу руководителя. С этого звонка началось наше сотрудничество.
Но давайте сначала посмотрим, что представляет собой эта школа. Это государственное бюджетное учреждение, в котором помимо стандартной, обычной, ее части, как во всех остальных школах, где все дети учатся в соответствии с возрастом, есть большое отделение (больше 100 учеников старше 18 лет), где обучение проводится иначе.
Для того чтобы понять, кто эти учащиеся, с разрешения администрации школы, классного руководителя и с согласия самих взрослых учащихся я провела письменное анонимное анкетирование одного из классов вечерней формы обучения. Это был одиннадцатый класс.
Все ученики этого класса перед приходом в открытую школу №88 на данную форму обучения имели перерыв в учебе различной длительности. В данном одиннадцатом классе 21 человек, самому старшему сорок лет. Основной и самой частой причиной перерыва в получении среднего образования является уход из колледжа до его окончания. А на вопрос, почему ушел/ушла из колледжа, наиболее часто повторяющийся стандартный ответ: «Не понравилась специальность, по которой пошел/пошла учиться, нашел/нашла интересную работу, родила ребенка (ответ девушек), не захотел/захотела возвращаться. А потом, по прошествии времени, понял/поняла, что хочу продолжить учебу». Большинство учащихся планируют после получения среднего образования продолжить учебу в университетах и колледжах, теперь они сами четко понимают, кем хотят стать после их окончания.
Практически все учащиеся в анкетах упомянули, что получают огромное удовольствие от учебы (по шкале от 0 до 10 средний балл был 8‑9) и что данная форма обучения, когда они регулярно приходят в школу, слушают объяснения учителей, в классе пишут контрольные, лабораторные, проверочные работы, сочинения и разнообразные тесты, им нравится больше, чем заочная форма и самообразование (новое название привычного всем экстерната). Они объясняют это дружественной «взрослой» психологической обстановкой в классе, уважительным, но в то же время требовательным отношением учителей и стимулирующим характером необходимости регулярно посещать уроки и выполнять домашние задания. Некоторые раньше пробовали заочную форму и отмечают, что вечерняя форма обучения для них более предпочтительна.
Большинство совмещает работу и учебу либо уход за ребенком до трех лет и учебу. Домашние задания примерно половина учащихся выполняет накануне, а вторая половина распределяет выполнение домашнего задания более равномерно в течение недели.
Все учащиеся в своих анкетах отметили чудесный педагогический коллектив, обладающий огромным опытом работы со взрослыми учениками, и, цитирую, «человеческое отношение к ученикам».
Школа и классные руководители проводят и внеклассные мероприятия, но их посещаемость не очень высока, что и понятно: у большинства учеников есть работа, семьи, дети.
Что важно и интересно: средние баллы ЕГЭ в 11‑х классах, которые получают молодые люди на стандартном обучении, и баллы, которые получают взрослые, одинаковые.
В школе реализуется еще одна бюджетная форма получения образования - самообразование. На этой форме несколько другой контингент учеников, но это тема отдельной статьи. Важно то, что есть в Москве место, где данные формы обучения доступны совершенно бесплатно для учеников, финансирование идет из государственного бюджета.
Во время интервью с несколькими выпускниками экстерната открытой школы №88, которые окончили школу много лет назад, они упоминали, как им было трудно найти бесплатный для них экстернат, они считают, что им очень повезло со школой. Это учащиеся, которые окончили 10‑й и 11‑й классы за один год. Выпускница 1997 года Марина Игоревна Кудрявцева в интервью сказала, что провела очень тщательное исследование всех возможных вариантов обучения тогда и выбрала в итоге открытую школу №88.
Выпускники самообразования (или экстерната) являются еще одним примером вертикальной индивидуализации процесса обучения, в данном случае это сокращение лет обучения и окончание школы на год (и больше) раньше.
А есть и вертикальная индивидуализация процесса обучения, когда в интересах учащегося время учебы, наоборот, растягивается. Примеров этому множество. Есть молодые люди, испытывающие сложности с прохождением программы средней школы. Причины трудностей могут быть разнообразные: и психологические, и медицинские. Как переводчик-волонтер я помогаю нескольким организациям приемных родителей, и многие приемные родители рассказывают о трудностях в обучении их детей, начиная со средней школы, и особенно выраженных в старших классах.
У подростков с трудностями в обучении диагностируют различные состояния: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, стертые формы расстройства аутистического спектра, фетальный алкогольный синдром, посттравматическое рецидивирующее состояние. Эти дети не отстают в развитии, но учиться со сверстниками им тяжело и не доставляет удовольствия. Любящие родители стараются им помочь, нанимают репетиторов, увеличивают время и количество занятий. Давление на подростка увеличивается, возникает стрессовая ситуация, родители тоже переживают. Вся жизнь сводится к учебе, уходит радость.
Для таких детей в открытой школе №88 есть возможность индивидуализации образования. Можно пропустить год и обучаться самостоятельно, в основном повторяя и закрепляя пройденное, посещая бесплатные факультативы и дополнительные занятия по сложным для подростка предметам в школе, а через год вернуться в школу на дневное или вечернее обучение. Такой «отдых» снижает уровень напряжения в семье, возвращает радость жизни и удовольствие от учебы. Подростки могут успешно освоить программу средней школы, просто на год-два позднее сверстников. Различные формы обучения, которые существуют в открытой школе №88, дают им возможность работать с частичной занятостью, что значительно повышает самооценку ученика.
Школа сотрудничает с благотворительным фондом «Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх», который помогает подросткам из коррекционных и психоневрологических детских домов получить среднее образование и во многих случаях поступить в колледж своей мечты или даже в университет.
Открытая школа №88 на протяжении всей своей истории имела вечернее отделение. Отсюда и уникальный коллектив педагогов. Учителя не просто всю жизнь проработали в этой школе, они передают свой опыт и умение работать со взрослыми учениками новому поколению. Повезло школе и с руководством. Много лет директором была Валентина Михайловна Маслова, которая, можно сказать, создала ту школу, которая функционирует теперь. Сейчас руководителем школы является человек, который не только подхватил сам дух, саму атмосферу открытой школы, но и привносит в нее современные улучшения и новые технологии, при этом тщательно заботится о сохранении традиций.
В заключение замечу, что много учащихся выбрали специальность и колледж не по душе. Есть над чем поработать школьным психологам, чтобы такие ситуации повторялись реже.
Главное преимущество, которое имеет государственная школа, - это возможность получать государственное финансирование для образовательных целей, а для учеников - обучаться за государственный счет, за счет бюджета. Для учеников средняя школа должна оставаться бесплатной.
В современной педагогике четко отслеживается не только тенденция к индивидуализации образования, но и к воплощению идеи о непрерывном образовании в течение всей жизни человека. Людей интересует перспектива получения дополнительных знаний и навыков, необходимых в ситуации смены профессий. И открытая школа №88 может стать лидером в подготовке взрослых людей к следующим этапам образования. Любая образовательная организация может присоединиться к этому процессу. Коллектив открытой школы №88 готов делиться знаниями и опытом и всегда открыт к общению и ко всему новому.

​Анастасия БАРЫКИНА, врач, магистрант Института психологии и социальных отношений МГПУ