Следует заметить, что в этом году малые и большие «пеликаны» не случайно приехали в центр образования «Кудрово». На сегодняшний день это одна из самых крупных и современных школ Ленинградской области. Как рассказала заместитель директора по научно-методической работе и инновациям Елена Изотова, центр образования «Кудрово» открыл свои двери 1 сентября 2016 года. Школа изначально была задумана как школа-технопарк, где основным социальным партнером выступал Санкт-Петербургский государственный технический университет «ЛЭТИ» имени В.И.Ульянова. Здесь было установлено дорогостоящее оборудование для семи высокотехнологичных лабораторий, в том числе нанолаборатории, лаборатории электроники, лаборатории мобильной робототехники, лаборатории интернета вещей и т. д. По двум лабораториям - «Интернет вещей» и «Мобильная робототехника» - школа является региональным центром по подготовке компетентности в рамках движения JuniorSkills, поэтому на базе этих лабораторий проводятся учебно-тренировочные сборы для детей всей Ленинградской области и проходят соревнования.
Сейчас в школе обучаются почти 3 тысячи ребят, и около 18% из них охвачены техническим творчеством. Уникальность ситуации заключается в том, что тогда, когда по всей России открываются кванториумы, в центре образования «Кудрово» кванториум уже есть на базе школы.
По словам Елены Изотовой, у образовательной организации хорошо налажена работа по поиску социальных партнеров. Например, на данный момент их порядка 25. Благодаря такому сотрудничеству в школе создан интерактивный музей, посвященный великому инженеру-изобретателю Александру Попову. Здесь можно не только проследить всю историю развития средств связи, но и включиться в игровые программы, создать свой проект. Везде, а не только в музейном пространстве, есть зоны коворкинга. Недавно появилась техноарт-студия, пространство которой можно трансформировать под любую творческую команду. В школе также мечтают создать уголок еще одного замечательного ученого - Жореса Алферова - и в будущем собираются побороться за присвоение школе имени великого российского физика.
Инициатива принять в стенах образовательной организации фестиваль «пеликанов» принадлежит директору центра образования «Кудрово» Игорю Соловьеву, который в прошлом году стал лидером в региональном конкурсе «Лучший руководитель образовательной организации Ленинградской области». Как заметил председатель Ассоциации молодых учителей Ленинградской области, директор центра выявления и поддержки одаренных детей «Интеллект», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014 Денис Рочев, приглашение «пеликанов» в школу позволило расширить масштаб проведения фестиваля. Педагогическому сообществу была предложена интересная линейка событий. Так, в стенах школы прошли 14 открытых уроков как молодых учителей Ленинградской области, так и победителей профессиональных конкурсов со всей России, а также 7 мастер-классов от лидеров Всероссийского конкурса «Учитель года». Кроме того, посещение центра образования «Кудрово» дало возможность ознакомить учителей из других регионов с системой образования Ленинградской области.
- Обмен опытом, информацией - это настоящая мастерская повышения квалификации, - пояснила Елена Изотова. - Мы старались, чтобы все наши педагоги, а их около 120, максимально приняли участие в просмотре открытых уроков и мастер-классов, потому что это необыкновенная зарядка, задел на будущее, мотивация и стимул идти вперед, включаться в конкурсное движение, расти профессионально.
То, что на фестиваль приехало много молодых учителей, порадовало председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Тарасова. Приветствуя участников и гостей мероприятия, он подчеркнул, что изюминка фестиваля в радости общения, в частности, мастеров с молодежью. Сергей Тарасов также отметил, что к молодым педагогам в регионе относятся с вниманием и стараются во всем поддержать. Молодежь рассматривается как драйвер развития, в том числе в кадровой политике в образовании. Кроме того, те новые идеи, которые предлагают активные молодые педагоги, никогда не остаются без ответа. Многие интересные и творческие проекты уже воплощены в жизнь. Например, единственный в России хор молодых учителей Ленинградской области. Сегодня выступления педагогов пользуются большой популярностью.
Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова в свою очередь поблагодарила организаторов фестиваля за приглашение и напомнила, что этот год для «Учительской газеты» и для Всероссийского конкурса «Учитель года» юбилейный. Изданию исполнилось 95 лет, а конкурсному движению - 30 лет. На протяжении своих долгих лет жизни «Учительская газета» всегда думала, радела, болела за учителей, являлась выразителем их мыслей и чаяний. А конкурсное движение, идея которого зародилась в редакционных стенах, сегодня объединяет, вдохновляет педагогов со всей России и способствует открытию новых имен и пробуждению новых смыслов.
Поскольку фестиваль «Под крылом пеликана» событие неформальное, то и официальные речи на нем были предельно краткими. Основной акцент действительно был сделан на человеческом и профессиональном общении. Поэтому в рамках мастер-классов, которые дали признанные на уровне России педагоги, основной формой коммуникации был диалог. Например, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2002 Игорь Смирнов поговорил с коллегами о… счастье. Причем разобрал примеры европейского и азиатского, в частности китайского, счастья. Для китайца счастье определено домом, здоровьем, долголетием, богатством и естественной смертью. Китайцы не ловят, не бегут за счастьем, а победоносно бездействуют, считая, что у каждого человека свой путь, и он во что бы то ни стало его пройдет. В русской традиции счастье - это лишь случайность. Горе и радость ходят у нас рука об руку. Поэтому и символ счастья - птица, которая легко может улететь. Может, поэтому в последние годы у россиян со счастьем ассоциируется город и благополучие, которое он обеспечивает. Только в русском сознании за счастьем нужно ехать далеко, за тридевять земель, но так ли это?.. Вопрос от Игоря Смирнова остался открытым.
О диалоге, но только учебном, рассказал абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017 Илья Демаков. На его взгляд, на уроках при объяснении темы всегда помогают «перекидные мостики». В том числе из устоявшегося знания в какой-то нетривиальный фоновый рисунок. Особенно это актуально при изучении исторического события, исторической личности. Например, эпоху правления Анны Иоановны может расцветить история о том, как императрица хотела пересадить всех вельмож с лошадей на северных оленей, да не успела.
Построить литературный диалог с ребенком, обратившись при этом к… рэпу, предложила абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019 Лариса Арачашвили. Качественный рэп может стать связующим звеном между литературой и школьником, не желающим читать. Некоторые тексты современных исполнителей основываются на классическом поэтическом материале, поэтому, чтобы понять, к примеру, песни Оксимирона, нужно обратиться к творчеству Шекспира. Кроме того, Лариса Арачашвили показала коллегам, как можно, сократив стихотворение только до набора существительных, глаголов или других частей речи, выйти на глубинные понятия о любви, страсти, предательстве, чести и т. д.
Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2016 Евгений Ковалев тоже сторонник диалога между школьником и учителем, но в рамках урока-исследования, урока-эксперимента. Как это делается, он продемонстрировал на сцене с пробирками в руках. С помощью зала педагог из Волгограда опытным путем доказал, что многие стиральные порошки содержат фосфат-ионы, и в то же время некоторые фосфаты человек употребляет в пищу. Так что верить этикеткам можно, но и проверить состав ингредиентов не будет лишним.
Мастер-класс, если можно так сказать, прикладного характера получился у победителя Всероссийского конкурса «Учитель года»-2004 Андрея Лукутина. Педагог из Москвы поделился размышлениями о том, что нужно, а чего не нужно делать на конкурсных мастер-классах. Каждый данный им совет точно пригодится тому, кто в будущем собирается отправиться в долгое путешествие под названием «Профессиональный конкурс».
Мировоззренческим вопросам посвятил свой мастер-класс абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2003 Игорь Карачевцев. И диалог с залом у него получился непростой, потому что педагогическое сообщество пыталось понять, кто же такой нынешний интеллигент. Человек ли это высокообразованный, порядочный, с гипертрофированным чувством ответственности или все эти качества в совокупности необходимы для того, чтобы сформировалась личность, которую академик Дмитрий Лихачев метко назвал человеком с больной совестью? В дискуссии, к слову, приняла участие и Ирина Димова, которой достался вопрос, можно ли назвать интеллигентом эксперта. По мнению первого заместителя главного редактора «Учительской газеты», доктора педагогических наук, эксперт - это все-таки больше профессионал, а в интеллигенте все намного глубже, чем только профессионализм. В интеллигенте этическая сторона превыше всего. В конце концов практически весь зал согласился с высказыванием Игоря Карачевцева о том, что если перефразировать определение Дмитрия Лихачева, то сегодняшним интеллигентом можно назвать «человека с тревожной совестью».
По окончании мастер-классов третья страница фестиваля «Под крылом пеликана» в Ленинградской области оказалась перевернута, но, как заметил Денис Рочев, вопросы, не заданные и оставленные на потом, обязательно прорастут в сердцах и умах тех, кто стал участником этого праздника встречи. «Пеликаны» улетят в свои города, но благодаря такому общению к их стае присоединяются новые птицы.

Ленинградская область