А посмотреть действительно было на что. Школе исполнилось 112 лет. Изначально здание строилось под нужды образования, и до революционных событий здесь располагался училищный дом. При этом есть одна особенность, которую учитывают и красиво обыгрывают. Училищный дом строился к 100‑летию Александра Сергеевича Пушкина, поэтому пушкинская тема проходит лейтмотивом через всю жизнь образовательной организации. В школе есть свой внутренний дворик с фонтаном, который смело можно назвать поэтическим, в кабинете русского языка и литературы обустроен пушкинский уголок с роялем и свечами. На стенах репродукции, инсталляции и оригинальные зарисовки из произведений великого поэта. При этом в школе №80 есть практически все, чтобы получать самые современные знания, умения и навыки, в том числе 3D-техника, магнитные доски, фитнес-оборудование для занятий физкультурой, своя медиатека и т. д.
Рассказывая об образовательной деятельности школы, заместитель директора по научно-методической работе заслуженный учитель РФ Людмила Окова пояснила, что обучение строится в рамках индивидуального учебного плана. На примере параллели 10‑го класса это осуществляется так: формируется класс-комплект из трех десятых классов, который можно назвать универсальным классом (изучаются все дисциплины учебного плана) с профильными подгруппами. В дальнейшем он делится на три потока. При их формировании учитывается уровень интереса ребят к математике, то есть в одной группе собираются те, кто хочет сдавать математику на профильном уровне и в придачу к ней информатику, в другой группе остаются школьники, которые сдают только профильную математику, третья группа объединяет всех, кто сдает базовый уровень математики. Исходя из этого, составляется учебное расписание как каждой группы, так и всего потока в целом.
Кроме того, в 10‑м классе ребенок должен подготовить свой обязательный проект - социальный или предметный - по методике «зеркало прогрессивных преобразований». На проектной основе десятиклассники также обучаются астрономии, географии и информатике. Это другой формат обучения, когда практически нет теории.
Так как в 11‑м классе из учебного плана уходят астрономия, информатика и география, освободившиеся часы могут быть заполнены профильными предметами, нужными ученикам для сдачи ЕГЭ, - от технических до психолого-педагогических. В школе №80 ребятам также предлагаются интересные элективные курсы. Например, желающие могут изучать практическую психологию, китайскую философию и язык, технологию soft skills, технологию web 3.0 и т. д.
Изменение организации учебного процесса не только влечет за собой изменение расписания потоков, но и позволяет составить каждому ребенку индивидуальный учебный план. При этом в школе стараются использовать различные форматы обучения, в том числе спаренные уроки, больше похожие на университетские лекции. У всех классов два раза в неделю есть свой часовой перерыв между занятиями.
Помимо этого здесь готовят ребят по компетенции «Преподавание в младших классах» WorldSkills Russia Junior. Педагоги считают, что это имеет серьезный профориентационный эффект. Участие ребят в этой деятельности расценивается как участие в проекте. Например, конкурсное задание «разработка фрагмента внеклассного мероприятия» - это, по сути, проектная работа на заданную тему с привлечением интерактивного оборудования и элементов робототехники. Дети должны сами сформулировать тему, цель, выполнить определенное задание, отрефлексировать и показать, чему научились.
Отбора ребят в школьный этап WorldSkills Russia Junior как такового нет. Приглашаются все желающие. При этом детям рассказывают о системе соревнований, на что они направлены, как воспитываются лидерские качества. По словам Людмилы Оковой, в компетенции «Преподавание в младших классах» педагогическое задание, по существу, только одно, когда нужно провести воспитательное мероприятие. А два других конкурсных задания - создание веб-сайта и проведение интерактива - требуют надпредметных умений, которые необходимы сейчас любому человеку. Поэтому ребят важно заинтересовать тем, что им пригодится потом. В прошлом году таких смельчаков набралось 18 человек, правда, в отборочных соревнованиях участвовали только 10 человек. На площадке регионального чемпионата соревновались 6 ребят, а на отборочный этап национального чемпионата в Ярославль уехал 1 победитель. В этом году участвовать в состязаниях вызвались уже 24 человека. При этом конкурсные задания постоянно меняются.
- Мы периодически получаем новые вводные, что помогает постоянно расширять спектр новых умений, - говорит Людмила Окова. - Наша группа экспертов учится постоянно. Мы осваиваем направления, обсуждаем новые требования и только потом проигрываем это с детьми. Задания WorldSkills Russia каждый раз усложняются, особенно в техническом плане. К примеру, на площадке конкурса могут быть заявлены интерактивная доска, панель, планшеты и веб-камера, а на отборочном этапе инструментом может оказаться интерактивный пол, и ребенок должен за день до начала соревнований освоить его, чтобы включить в контекст. Так что подготовка к конкурсу требует немалых усилий и от экспертов, и от юных участников.
Впрочем, в школе №80 включились не только в движение WorldSkills Russia, но и занялись социальной одаренностью. Как считают в образовательной организации, это довольно широкое понятие, которое включает в себя и педагогику, и психологию. Сегодня важно понимать, что педагогика - это прежде всего лидерские качества, а они нужны в любом виде деятельности, ими должен владеть каждый современный человек. Поэтому для десятиклассников введен такой отдельный надпредметный курс, как психология общения. В рамках курса проводятся тренинги, практикумы, ролевые игры и т. д. Нужно заметить, что ребятам это нравится. Например, многие открыли для себя невербальное общение. Откровением стало то, что жесты и мимика могут сказать о человеке больше, чем слова.
Также все желающие десятиклассники могут выбрать в качестве электива изучение психологии. Таких ребят уже набралось 16 человек, что, как считают в школе, довольно много. При этом не важно, пойдут ли они дальше в педагогику или нет. Знание психологии пригодится им везде. В то же время в последние годы намечается тенденция к росту числа ребят, кто выбирает педагогическую профессию. Причем дети поступают в те вузы, которые готовят не только учителей, но и специалистов, способных заниматься исследовательской деятельностью в области педагогики.

Санкт-Петербург