«Липецкий опыт»

Сегодня мало кто вспомнит, что классическая структура урока, принципы наглядности и школьная доска с «крыльями» - это липецкие наработки, за которыми ехали педагоги со всей страны. В конце 50‑х - начале 60‑х годов прошлого века советская педагогическая школа столкнулась с проблемами и переживала острый кризис. Приблизительно шестая часть учащихся оставались на второй год, а 40% заканчивали обучение до седьмого класса. Изолированность обучения от жизни, большая нагрузка домашними заданиями, господство в школе словесных методов вызывали недовольство. В 1956 году с целью исправления сложившейся ситуации Верховный Совет СССР принимает закон о связи школы с жизнью. Заслуга лучших учителей Липецкой области, в частности К.А.Москаленко, Г.И.Горской, состоит в том, что они первыми нашли путь к такой перестройке учебного процесса, которая позволила всех учеников включить в активную работу на уроке. Педагог больше не был проповедником на кафедре, а стал организатором ученического коллектива. Субъективная деятельность учителей благодаря применению новых средств, методов и приемов обучения оказалась высокопроизводительной. По-новому оценивалось и назначение классной доски. Своевременно был поставлен вопрос и о нагрузке учащихся учебной работой. Учащихся надо учить главным образом на уроке. Чем эффективнее урок, тем больше умственное и физическое напряжение. Отсюда длительность урока - 45 минут.

Новаторские поиски учителей получили отклик у коллег по всей стране. По всеобщему признанию, главным в липецком опыте являлось то, что были найдены условия, приемы организации и методы обучения, при которых все ученики класса старательно, активно и с увлечением работали на уроке. Таким образом, новые методические рекомендации закрепились в школе. Липецкий институт стал по праву именоваться педагогической столицей СССР.

Затем страна заговорила о передовых разработках Липецка в области досуговой педагогики. В 60‑80‑х годах одним из наиболее известных и талантливых педагогов института был Сталь Анатольевич Шмаков. Сфера его интересов - организация досуга детей и молодежи, рассмотрение теории игры, анализ структуры свободного времени школьников, воспитательные практики. Шмаковская традиция воспитания вожатых развивается до сих пор. Студентов ЛГПУ охотно приглашают на работу в ДОЦ «Орленок», «Артек», «Океан», «Прометей», детские лагеря в США.

Прорывные идеи и методы липецких педагогов стали именно той мощной базой, которая помогла выжить вузу в тяжелые периоды 90‑х и нулевых.

С 2000 года институт обрел статус педагогического университета. Одной из главных педагогических концепций, разрабатываемых университетом, стала концепция непрерывного образования. Была разработана структура довузовской, вузовской и послевузовской учебы. Система довузовского образования занималась набором и подготовкой абитуриентов. Она включала подготовительное отделение, центр довузовского и дополнительного образования, учебно-педагогический комплекс, куда входили Усманский и Лебедянский педагогические колледжи; лицей №44, педагогический лицей №24, гимназия №12, липецкие школы №5, 19, 68, 69 с экономическими и правовыми классами, Хмелинецкая школа Задонского района и другие образовательные учреждения. К 2010 году в вузе сочетались академические традиции и перспективные тенденции.

«Перезагрузка 2015»

В 2015 году под руководством ректора университета Нины Владимировны Фединой началось переформатирование практически всех сфер жизни в ЛГПУ, направленное не только на стабилизацию процессов, но и на опережающее развитие, интенсификацию деятельности и выработку новых стратегических ориентиров. На основе 13 факультетов было создано 6 крупных профильных институтов, которые объединили в своих рядах специалистов кафедр, занимающихся родственными проблемами. Произошло объединение ресурсов, появились новые возможности для научной, учебной и творческой работы в едином направлении. Благодаря этому произошла актуализация содержания преподаваемых дисциплин, возросла обеспеченность научности и фундаментальности знаний студентов, их познавательной самостоятельности, вкуса к исследовательской и профессионально-конструктивной деятельности. Внедрены новые подходы к практической подготовке будущих учителей. Был разработан целый комплекс мероприятий, направленных как на повышение мотивированности и ориентированности на учительскую профессию, так и на интенсивное формирование надпрофессиональных навыков. В числе основных мероприятий, способствующих тестированию и развитию профессиональных и гибких навыков, - ежегодный внутривузовский конкурс «Моя профессия - Учитель», Всероссийские педагогические игры, деятельность студенческого добровольческого клуба «Легион первых», организация педагогических классов в образовательных учреждениях Липецкой области.

Даже в само название конкурса «Моя профессия - Учитель» вуз заложил мотивационный компонент, обозначая профессию с большой буквы. Конкурс направлен на актуализацию интеллектуальных и творческих способностей будущих педагогов, мобилизацию и применение накопленных знаний, формирование творческого потенциала через соответствующую организацию образовательного процесса, создание благоприятной инновационной среды в студенческом коллективе. По итогам конкурса его участники получают приглашение трудоустроиться в образовательные организации города и области. В этом году победителем состязания на профмастерство стала студентка 4‑го курса ИПиО Татьяна Лаврентьева, которая рассказала о своем выборе университета, участии в конкурсе и профессиональных перспективах.

- На самом деле у меня были планы на город сердца - Санкт-Петербург. Приехав туда однажды, я твердо решила, что поеду поступать именно в Питер. Была теплая погода, красивая архитектура, атмосфера так и манили связать свою жизнь с этим городом. Однако, приезжая туда вновь, я поняла, что солнца мало, знакомых тоже. Изучив информацию о липецких вузах, я решила, что буду поступать в ЛГПУ. Про Москву, правда, никогда не думала, ритм жизни этого города мне не близок. Я абсолютно не жалею, что осталась в своем родном Липецке. Очень приятно, приезжая в другие города на мероприятия или конкурсы, слышать: «Да, у вас хороший вуз. Я знаю о нем». По прошествии трех с половиной лет обучения я убедилась, что в нашем вузе особая атмосфера, индивидуальный подход к студентам, высокий уровень учебно-воспитательных мероприятий. Прошедший ноябрь стал для меня месяцем насыщенным. Мне посчастливилось стать участником таких знаковых мероприятий, как 2‑е Всероссийские педагогические игры, Всероссийский педагогический хакатон «Учителя будущего». Долгожданную победу принесло участие в конкурсе «Моя профессия - Учитель». Данный конкурс - это не просто соревнование, кто из нас лучше понимает профессиональную компетентность учителя, хорошо усвоил методику и другие дисциплины. Конечно, без этого тоже не обойтись. Но для меня это шанс показать свои личностные качества, любовь к детям, свои позиции и взгляды. Я нашла поддержку в других участницах, они стали мне друзьями и единомышленниками. Участие в каждом этапе конкурса помогало мне перенимать опыт, открывать для себя что-то новое, определять «белые пятна». Конкурс «Моя профессия - Учитель» дал мне еще большую уверенность в том, что то, чем я занимаюсь, интересно и важно детям и мне.

Я определенно пойду работать в одну из липецких школ в самое ближайшее время. Благодаря моей первой классной руководительнице и учебе в ЛГПУ я твердо решила, что стану учителем начальных классов. На протяжении пути к поставленной цели меня постоянно поддерживали педагоги, давая фундаментальные знания, помогая раскрыть мой потенциал, убеждая в том, что из меня выйдет хороший учитель. В свою очередь я хочу передать детям тот запас знаний, человеческого тепла, который получила в школе и родном университете.

Всероссийские педагогические игры уже два года подряд собирают команды из педагогических вузов со всей страны. Игры призваны продемонстрировать универсальность будущих педагогов и их безграничные возможности в процессе организации учебной и внеучебной деятельности. Основное отличие Всероссийских педагогических игр от подобных олимпиад заключается в том, что они носят практико-ориентированный характер. Это не очередное профильное соревнование, а творческая площадка, на которой раскрываются все грани талантов молодых учителей. Впервые проведение мероприятия на развитие soft skills было апробировано на липецкой земле в прошлом году и получило широкий резонанс. В этом году для участия в играх подали заявки 11 вузов страны. Кроме того, в этом году учащиеся педагогического класса МБОУ «Средняя школа №9 имени М.В.Водопьянова» вошли в состав конкурсантов.

Отметим, что в Липецкой области в настоящий момент созданы три педагогических класса: на базе средней школы №9 имени М.В.Водопьянова г. Липецка, средней общеобразовательной школы №4 г. Грязи, гимназии №1 имени Н.И.Борцова г. Лебедяни. В целях решения проблемы дефицита педагогических работников в образовательных учреждениях ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского совместно с Управлением образования и науки Липецкой области, Департаментом образования администрации города Липецка, отделами образования муниципальных районов Липецкой области возрождается создание педагогических классов. Эта практика уже существовала в нашей стране в 70‑90‑е годы и показала свою эффективность. Известными липецкими педагогами С.А.Шмаковым и М.Б.Раковским была предложена не только организационная форма педагогических классов, но и разработана целостная концепция обучения, предполагающая психолого-педагогическую, теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Недавно Президент Российской Федерации В.В.Путин во время онлайн-общения со школьниками в рамках открытого урока «ПроеКТОриЯ» отметил, что мир находится на пороге капитальных изменений, которые связаны с бурным развитием новых технологий. Поэтому важно, чтобы молодые люди сразу определились, в каких профессиях они смогут добиться наибольших успехов и реализовать себя. Создание педагогических классов в образовательных учреждениях региона способствует ранней профессиональной ориентации школьников и выстраиванию системы непрерывного педагогического образования.

Учитывая гуманистический компонент как основу учительской профессии, вуз стал активно развивать студенческое волонтерство, ставшее одним из основных направлений деятельности в работе молодежных объединений. На базе нескольких стихийных добровольческих клубов было создано объединенное и мощное движение «Легион первых».

Ольга Седых, командир легиона: - Мы решили, что так будет эффективнее, когда все, кто может и хочет быть добровольцем, объединены идеей создавать и помогать. Диапазон добровольческой деятельности легиона достаточно широк. Мы реализуем свои инициативы по следующим направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, благотворительные акции, досуговая деятельность, экологическая защита, трудовой десант. Например, наши волонтеры сопровождают все значимые мероприятия вуза, в том числе и всероссийского масштаба, такие как Фестиваль именных вузов, Международный конкурс вокального мастерства для иностранцев «VISА», географический форум «Пик Победы» и другие. На днях мы запускаем масштабную экологическую акцию «Порви с пакетом». Уверена, что добровольческая деятельность способствует развитию у будущих педагогов такого важного качества, как гражданское соучастие. В настоящее время в рядах легиона университета насчитывается порядка 130 студентов.

Новейшие преобразования университета получили высокую оценку как Министерства науки и высшего образования РФ, так и со стороны региональных властей, жителей области, а самое главное - студентов. И в настоящее время в вуз поступает не только российская молодежь, но и приезжают получать образование жители зарубежных стран. Если два года назад на международном факультете обучались около 100 человек, то в этом году уже 216 из 31 страны мира, в числе которых Китай, Колумбия, Марокко, Камерун, Мали.

«Форсайт 2020»


Но достигнутые результаты остаются в прошлом. А современные реалии диктуют свои условия. Руководство университета рассматривает вуз не только как образовательное учреждение, а как открытую инновационную площадку, где создается будущее. Вуз своевременно реагирует на новые вызовы и внедряет технологии и методы нового поколения.

Одним из приоритетных направлений деятельности университета является внедрение нейропедагогики. По статистике Минздравсоцразвития России, количество детей-инвалидов за последние 25 лет выросло в 13 раз. И как следствие этого факта возникает потребность в повышении квалификации педагогов, работающих в условиях инклюзии. Знания, полученные педагогами в рамках классических педагогических технологий, недостаточны для обеспечения эффективного обучения для каждого ребенка без потери качественной составляющей образования. Лаборатория исследований в области нейрообразования была создана в ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского в сентябре 2019 года. Цель работы лаборатории - исследование нейрокогнитивных механизмов развития личности в условиях цифровизации образовательного пространства. Динамика процесса обучения построена на нейронауках, основной задачей которых является применение в школьной среде знаний о том, как обучается головной мозг и что стимулирует развитие его познавательных и иных функций. Другие области исследования в нейрообразовании - тренировка мышления, усиление рабочей памяти и консолидации памяти, восстановление воспоминаний и лечение расстройств обучения. Нейрообразование помогает максимально адаптировать образовательный процесс с целью повышения обучаемости детей, испытывающих трудности с поддержанием высокой производительности на занятиях.

Несмотря на непрестижность в современном массовом сознании педагогического образования, выпускники ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского, несомненно, получают жизненный гандикап. В личностном отношении педагогический вуз предоставляет широкий спектр возможностей для развития не только интеллектуального, но и эстетического, нравственного потенциала обучающихся. Но главной отличительной чертой образовательного процесса будущих педагогов является обучение творчеству, критическому мышлению и эффективной коммуникации, формируется прочная платформа для ведения управленческой и организаторской деятельности.

Инесса Шуйкова, директор центра поддержки одаренных детей «Стратегия»:
- Во многом своим личным и общественным успехом я обязана родному институту, который не только дал мне необходимый образовательный фундамент, но и помог в развитии нашего центра. Нам удалось создать передовой во всех отношениях научно-образовательный кластер, позволяющий обеспечить благоприятные условия для развития региональной системы выявления и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной деятельности. Подготовка специалистов будущего ведется по нескольким направлениям концепции технологического прорыва страны. И здесь бесценный вклад вносит ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского. Преподаватели вуза не только ведут занятия в «Стратегии», но и разрабатывают учебные программы, тесты, задания, обеспечивают организационное и методическое сопровождение профильных смен. Студенты педагогических направлений работают в качестве вожатых и тьюторов. Им нет равных в деле социально-образовательного наставничества, создания комфортных коммуникативных и психологических условий, необходимых для эффективного обучения. Университет идет в ногу со временем, оставаясь главной региональной лабораторией инновационной педагогики. Никакие технологии ни сегодня, ни в будущем не заменят педагога-человека не только в нравственном аспекте обучения, но и в эффективности обучения самим этим технологиям.

​Елена СЕМИНА, руководитель пресс-центра ЛГПУ