Уважаемый читатель «УГ», начну я заметку, которая родилась после поездки в город Сортавалу Республики Карелия, с того, что вам непременно нужно побывать в здешних восхитительных местах. Вас порадуют и новая автомобильная дорога, проложенная через живописный карельский лес, и удивительные просторы, от которых нельзя оторвать глаз, а настоящие картофельные калитки в придорожном кафе ознакомят вас с карельской кухней. Подъезжая к Сортавале, сложно не заметить открывающуюся водной гладью красоту Приладожья. Сам город привлекает архитектурой старинных зданий, в которых сейчас располагаются школы, библиотека, Информационно-методический центр, пожарная станция и многие другие административные центры. Гудок настоящего угольного паровоза-ретропоезда, на котором туристы добираются в Рускеалу (знаменитый мраморный каньон), не оставляет сомнений в том, что вы попали туда, где можно сполна набраться ярких впечатлений.
Что меня привело в этот старинный город, спросите вы? Любовь к математике, естественно. Такой вот оксюморон. На самом же деле это действительно так. Именно математика подружила меня с Информационно-методическим центром города Сортавала, и эта дружба, можно сказать, уже многолетняя. На одном очень важном мероприятии мы с Татьяной Владимировной Кучук (директором ИМЦ) обсуждали пути совершенствования преподавания математики в старшей школе города Сортавала. Я думаю, что и вы, вдумчивый читатель, имеете прекрасное представление о том, с какими трудностями в преподавании математики в небольшом и удаленном от центра городе может встретиться учитель-предметник. Итак, слово за слово, идея за идею, или, возможно, наоборот, придумали мы математические субботники, знаете, такой вот интенсив по решению математических задач. Минимум интерактива, насыщенная и скрупулезная работа с текстом далеко не простых задач, доска и мел (хотя маркеры тоже были задействованы) и неподдельный интерес старшеклассников к происходящему действу. Только вот не спрашивайте, как добиться последнего. Либо сама обстановка мероприятия, либо эффект нового человека, либо правильно заложенные ФГОС цели современных школьников позволяют эффективно реализовать такую модель математического субботника. Могу вас заверить, что четыре часа пролетают, как один урок. Надо сказать, что большую часть времени мы работаем, используя обычную школьную доску и мелки. Нет-нет, не потому что там нет современного оборудования! Там все в наличии! Но есть в школьной доске какая-то магия!
Несмотря на то что полсотни школьников непрерывно следят за каждым символом на доске, досконально проверяют все вычисления и тонкости алгебраических преобразований, все-таки остается время для небольших отступлений, доброго юмора и ответов на вопросы.
Конечно, такого уровня общения можно достичь, только если с ребятами ежедневно работают настоящие профессионалы своего дела. Как быстро улавливают нить рассуждений ученики Елены Юрьевны Монаховой, замечательного сортавальского учителя математики! Не первый год работая с ее выпускниками, не устаю восхищаться филигранной работой строгого, справедливого и чуткого педагога! А как не отметить целеустремленность и желание расширить образовательное пространство старшеклассников настоящего учителя и человека Анны Алексеевны Гринберг, которая вместе со своим выпускным 11‑м классом приехала на наше занятие из Вяртсильской средней школы... Это вам не дорогу перейти в соседнее здание - туда и обратно 120 километров! Огромное уважение вызывают у меня трудолюбие и преданность профессии учителей, работающих в отдаленных от центров районах. Ни дальность расстояния, ни два места работы не останавливают их желания помочь детям и обогатить себя профессиональным общением.
Елена Валентиновна Димитриева - учитель физики, информатики, а в этом учебном году и учитель математики 11‑го класса Кааламской средней школы. Думаю, что не нужно объяснять, какой груз ответственности ложится на плечи этого замечательного и вдумчивого педагога. Сложно было не заметить, с каким большим уважением и благодарностью относятся ученики к элегантной и интеллигентной Елене Валентиновне.
Любое образовательное мероприятие - это прежде всего работа команды, команды единомышленников и профессионалов. Вот и мне повезло работать в команде с Татьяной Владимировной Кучук. Безусловно, это человек дела, опытный организатор и руководитель, но больше всего меня поразило ее знание всех особенностей каждой школы района, педагогического коллектива и, как мне показалось, каждого ребенка города Сортавала.
Жемчужиной национальной кухни Карелии является калитка - небольшой открытый пирожок из ржаного теста с начинкой. Моя прабабушка говорила, что калитка просит восьмерки, то есть восьми ингредиентов.
А хороший математический субботник - лишь трех: хорошей математики, грамотного организатора и талантливых детей.

Алексей ДОРОНИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, Республика Карелия