Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о практической подготовке обучающихся. Документ законодательно закрепляет понятие «практическая подготовка», разрешает проводить ее не только на базе учебных заведений, но и на базе других организаций, ведущих деятельность по профилю образовательной программы. Положение о практической подготовке обучающихся должно быть совместно утверждено Минобрнауки и Минпросвещения России. Кроме того, закон закрепляет полномочия Минпросвещения по утверждению Федерального перечня учебников, а также снимает ограничение на продление полномочий ректоров МГУ и СПбГУ по достижении ими предельного возраста, установленного для замещения должности ректора.

Президент России Владимир Путин на Международном форуме добровольцев в Сочи пообщался с лидерами волонтерского движения и принял участие в церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Доброволец России»-2019. «Волонтерство важно всегда и везде, но в наше время особенно, потому что мы переживаем период новой технологической революции. Кажется, что машина может полностью заменить человека. Искусственный интеллект в чем-то может быть эффективнее, но в нем нет того, что присуще человеку, - сердца, души, сострадания», - сказал президент. Владимир Путин также сделал подарок для всех волонтеров и объявил об увеличении грантового фонда конкурса «Доброволец России» в 2 раза - до 90 миллионов рублей. Лучшей, по мнению экспертной комиссии, стала Инесса Клюкина из Республики Татарстан, автор проекта «Творческая инклюзивная студия «Э-моция». Она получила награду «Волонтер года» из рук главы государства. Всего в этом году на конкурс было подано более 28 тысяч проектов, в реализации которых задействованы свыше 560 тысяч человек. Лауреаты получили гранты в размере до 2 миллионов рублей на развитие своих инициатив.

Члены Правительства РФ присоединились к Всероссийской акции «Добрые уроки», приуроченной к Национальному и Международному дню добровольца. 5 декабря по всей стране прошли уроки, направленные на популяризацию добровольческой деятельности среди школьников. Проект реализуется с 2016 года при поддержке Минпросвещения России. В рамках Международного форума добровольцев в Сочи «добрые уроки» провели федеральные эксперты. Так, вице-премьер Татьяна Голикова посетила школу №25. Первый замруководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко побывал в сочинской школе №7. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова встретилась с учениками школы №100. Замминистра просвещения РФ Татьяна Синюгина провела «добрый урок» в гимназии №1 имени Р.А.Филатовой. Вместе со школьниками гости посмотрели и обсудили документальный фильм «Волонтеры будущего», юные герои которого помогают людям с ограниченными возможностями здоровья, заботятся о сохранении природы, разыскивают останки бойцов Великой Отечественной войны, создают краеведческие музеи. Ребята узнали о социальных проектах и инициативах, в которых они могут принять участие.

Минпросвещения России совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом проводит Международную онлайн-олимпиаду по русскому языку как иностранному. Зарегистрироваться для участия в ней можно по ссылке https://rusolymp.edu.ru/users/registrate/. Олимпиада проводится в двух возрастных категориях: 13‑17 лет и 18‑30 лет. Первый тур, который завершится 18 декабря, включает онлайн-тест по лексике и грамматике русского языка, а также задания по тексту, проверяющие способность понимать основную мысль и детали прочитанного. Второй тур пройдет с 20 по 23 декабря. По итогам олимпиады победители получат дипломы, учебные пособия и памятные сувениры. Также все финалисты смогут бесплатно пройти государственное тестирование по русскому языку как иностранному и стать обладателями международного сертификата государственного образца.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева на X съезде Российского книжного союза сообщила о том, что обновленные стандарты начального и основного общего образования планируется доработать к 1 января 2020 года. Напомним, что Совет по ФГОС при Минпросвещения России 28 ноября одобрил новые школьные стандарты с последующей доработкой. Их внедрение предполагается начать с 2021 года. По словам министра, после утверждения стандартов встанет вопрос о написании новых школьных учебников. В частности, в обновлении нуждаются учебники по естественно-научным предметам. «Впереди огромная работа, и я надеюсь, что Российский книжный союз нам в этой работе поможет», - заявила Ольга Васильева. Министр также подчеркнула, что обновление научных знаний в учебниках должно происходить не реже, чем раз в три года.

Рособрнадзор намерен отказаться от оценки формальных показателей при проверке учебных заведений. Как рассказал на всероссийском совещании с ректорами вузов глава ведомства Сергей Кравцов, переход от формальных показателей к проверке качества подготовки студентов - один из основных принципов, которые лягут в основу новой модели регламентации образовательной деятельности. Новая модель должна прийти на смену действующей системе с 2021 года в рамках так называемой регуляторной гильотины. «По действующему законодательству мы проверяем программы на соответствие стандартам. Мы проверяем «бумагу». И очевидно, что это не настолько эффективно, чтобы понять, какое действительно качество подготовки обучающихся в том или ином вузе», - отметил Сергей Кравцов. По его словам, такая система контроля сыграла свою роль и позволила очистить образовательный рынок от вузов, занимавшихся торговлей дипломами. «Дальше нужно что-то менять. Мы должны уйти от выездных документарных проверок и перейти к проверке знаний, проверке качества образования», - заявил глава Рособрнадзора. По его мнению, нужно изменить практику запретов приема, приостановки и лишения вузов госаккредитации, так как от подобных мер страдают студенты. «Мы должны уйти от воздействия на образовательную организацию в целом и перейти на точечное воздействие на лиц, допустивших ту или иную ситуацию», - пояснил Сергей Кравцов. Глава Рособрнадзора рассказал, что рассматривается возможность отказа от процедуры госаккредитации и переноса части аккредитационных требований в систему лицензирования вузов. Также, по его словам, необходимы разные подходы к оценке вузов, школ, детских садов, организаций СПО, так как у них разные задачи.
Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий призвал к осторожности в преобразованиях и их всестороннему обсуждению с профессиональным сообществом. Он предложил создать Национальный совет по совершенствованию аккредитации и регламентации образовательной деятельности.