Так вот, по прогнозу Евгения Валентиновича, одни будут креативными творцами и создателями новых идей и проектов, другие - аморфными и безынициативными потребителями, сидящими на дотациях. И наконец третья группа - люди, ничего не производящие, но и не особо потребляющие, вернувшиеся, скажем так, в лоно природы.
Для того чтобы в перспективе войти в первую группу и управлять миром, нужно, как бы это банально ни прозвучало, учиться.
На фоне уже случившейся и прогнозируемой гибели многих массовых профессий все это не кажется досужими рассуждениями.
Многие страны экспериментируют с безусловным базовым доходом - регулярными выплатами всем категориям граждан. Этот проект, с одной стороны, должен обеспечить достойный уровень жизни, освободить время для творчества и образования, с другой - помочь преодолеть последствия массовой потери рабочих мест из-за развития технологий и искусственного интеллекта.
Выдающийся психолог и ученый, член редакционного совета «Учительской газеты» Александр Асмолов, рассуждая о конкуренции человека с машинами, не так давно выдвинул гипотезу, согласно которой главная загадка человека на планете Земля - код непредсказуемости. Он убежден, что искусственный разум никогда не заменит разум неповторимых личностей именно благодаря тому, что человек - это генератор непредсказуемости. На его взгляд, и Дон Кихот, и Чаадаев, и безумцы, которым выносят жесткий диагноз «горе от ума», прекрасны прежде всего тем, что обладают самостоянием, тем, что они творят самих себя.
Казалось бы, какая сфера деятельности может быть более связана с сугубо человеческими уникальными творческими способностями? Конечно же, журналистика и литературное творчество! Наверное, именно поэтому в своей концепции Александр Григорьевич приводит в пример прежде всего литературных персонажей. Вот уж где, если повезет, неповторимый стиль, личность автора, глядящая на читателя между строк, игра с языком и так далее, и так далее. Но рано радоваться.
Наши коллеги из Сингапурского Esquire в апреле текущего года выпустили необычный номер. Часть статей в нем полностью написана с помощью искусственного интеллекта, другая часть - ботом под руководством редакторов. В номере два письма главреда - одно написано живым человеком за 2,5 часа, второе - роботом за 2,5 минуты. И вы знаете, озадаченные читатели затруднились ответить, какое из них лучше.
Неужели мы с вами окружены? И чему в такой ситуации стоит учить и учиться сейчас, чтобы эти знания и навыки оставались актуальными в отдаленной перспективе?
Касперский с улыбкой отвечает - математике, царице наук. Он считает, что математик затем может стать кем угодно, а вот кто угодно математиком - вряд ли. Гуманитарии в зале, не исключая и меня, были, прямо скажем, опечалены.
Ключевыми компетенциями XXI века принято считать 4 «к»: критическое мышление, креативность, коммуникация и, наконец, кооперация. В общем-то, если присмотреться к современным школьникам, все они в той или иной степени ими обладают.
Об этом говорит и ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, имеющий дело с, пожалуй, самыми успевающими и целеустремленными выпускниками школ. При этом он отмечает, что это дети века неограниченной информации, века больших данных. Но есть и минусы: пытаясь адаптироваться к огромному валу полезной информации, они нередко начинают пасовать и отказываться от сознательного выбора, отыскивая готовые решения.
Вот здесь-то мы и подошли к самому важному. Из чего бы ни состояла наша жизнь - шагов, знаний, навыков и так далее, это уникальный, неповторимый путь. Второго Касперского из вас не получится, второго Асмолова не может существовать, второго Кузьминова даже не представить. А вот первого вас - очень даже. Где бы вы ни оказались - на вершине власти или в лесу.

Арслан ХАСАВОВ,
главный редактор «Учительской газеты»