​Юлия МАЛЯШОК, победитель 2010 года, воспитатель детского сада №123 Мурманска

1. В первый день после возвращения меня пригласили в областной профсоюз на пресс-конференцию, я с радостью поделилась своими впечатлениями. Вскоре в наш детский сад приехал губернатор Мурманской области Дмитрий Владимирович Дмитриенко. Это была удивительно теплая и неформальная встреча, мне и детям подарили подарки.
В 2016 году мы создали в детском саду Центр развивающей робототехники. В Мурманске впервые провели Фестиваль научно-технического творчества «Волшебная страна конструирования» на базе нашего детского сада (я разрабатывала положение о фестивале и продумывала все мелочи). Это был настоящий праздник для детей и родителей.
В 2017 году ярким событием стала победа в первом Всероссийском конкурсе стипендий и грантов им. Л.С.Выготского и поездка на летнюю школу в Москву, встречи с удивительными педагогами и обмен опытом.
2. Конкурс расширил мои горизонты, я начала делиться опытом с коллегами, поддерживать молодых педагогов, помогать им готовиться к конкурсным испытаниям. Меня стали регулярно приглашать в жюри городских и региональных конкурсов педагогического мастерства, что укрепило мой профессиональный статус. Как будто второе дыхание открывается, и ты веришь, что твоя работа здесь и сейчас не только для воспитанников и их родителей, но и для коллег из других детских садов и городов.
3. Чтобы оценить свои силы и наметить новые перспективы для саморазвития, чтобы избежать застоя в работе, ознакомиться с опытом других педагогов, открыть для себя что-то новое.

Наталья ПОМПЕЕВА, победитель 2011 года, учитель-логопед Новоаганского детского сада присмотра и оздоровления «Солнышко», Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

1. С 2011 года, когда я участвовала в конкурсе, произошло множество ярких событий. Это и неожиданная торжественная встреча в аэропорту в три часа ночи после моего возвращения домой с главным призом. Это и ликующая радость моих коллег. Очень трогательным и важным для меня стал звонок представителей администрации Нижневартовского района моим родителям со словами благодарности и поздравлений. Самым ярким событием, в прямом смысле этого слова, стало мое участие в эстафете Олимпийского огня.
2. Что конкурс дал? Возможность подняться над ситуацией в конкретном детском саду, привести в порядок свои мысли, увидеть опыт коллег из разных регионов. Помог раскрыть свои способности, понять, что могу чуть больше, чем казалось раньше. Подарил чувство единения, осознание, что мы, педагоги, делаем большое и важное дело все вместе. Главное, что благодаря конкурсу в моей жизни появилось множество удивительных людей из многих уголков нашей огромной страны. Профессиональная жизнь после конкурса стала более активной. Частые командировки, встречи, события, мероприятия позволяют увидеть многогранность педагогической деятельности.
Что отнял конкурс? Сон, покой, 8 кг нелишнего веса в период подготовки и участия в конкурсе. А после него - право оставаться на месте и успокаиваться.
3. Безусловно, участие в конкурсах требует много сил. Но на вопрос, стоит ли участвовать в конкурсе «Воспитатель года», я отвечу: однозначно, ДА! Это развивает профессионально, заряжает энергией, дает возможность выйти за рамки сегодняшнего дня, работать на перспективу, дарит бесценный опыт, независимо от его результатов.
Люблю сравнивать наш конкурс с экстремальным приключением, восхождением на педагогический Эверест. В нем есть все: непростая подготовка, сложнейшее восхождение, адреналин, богатство эмоций, личный и профессиональный рост и, главное, люди. Те, с кем можно смело выходить на маршрут, покорять вершину за вершиной на благо нашим детям, стране, будущему!

Аркадий АФОНСКИЙ, победитель 2012 года, воспитатель детского сада «Мичээрэ», Республика Саха (Якутия)

1. У меня два самых ярких послеконкурсных события - приглашение в качестве члена жюри на финал «Воспитателя года России» - это большая честь и гордость - и, конечно, поездка на море в Болгарию, первая в жизни.
2. К счастью, конкурс ничего не отнял. А привнес… Наверное, другой взгляд, отношение к людям и к происходящим событиям. Благодаря этому конкурсу я познакомился с замечательными коллегами.
3. Участвовать в конкурсе «Воспитатель года» надо, чтобы расти над собой, общаться, обмениваться опытом, расширять свой кругозор. Часто на конкурс педагоги приходят по принуждению, даже не представляя себе, что скоро он станет такой важной и такой приятной частью жизни!

Ольга ТЕРЕЗАНОВА, победитель 2012 года, заведующая детским садом комбинированного вида №105 города Комсомольска-на-Амуре, Хабаровский край

Фигура первая. «Подмосковная, всероссийская»
- Товарищ Кузькин?
- Ага, Кузякин.
- Владимир Валентинович?
- Ага, Василий Егорыч.
- А, ну правильно, у меня профессиональная память.

2012 год. Всероссийский конкурс «Воспитатель года России». 64 региона представили своих участников. Испытания позади. Объявление победителей. Как гром среди ясного неба - победителей два! И оба абсолютные! Как такое могло случиться, до сих пор не верится. Но случилось, произошло, состоялось. Почему? Самонадеянно, но заслужила. Зачем? Это показали события послеконкурсной жизни. Удивительно, но помню тот победный год весь, вплоть до мелочей. Видимо, состояние стресса активизирует все системы организма. Такое не повторится и не забудется никогда. Профессиональная память.


Фигура вторая. «Дальневосточная, местная»
- Шибануло вашего отца, Людка! Все! Теперь так и останется...
- Че останется?
- Косоглазие.
- Так он живой?
- Ты че каркаешь, дура? Конечно, живой! А глаз, как это... один туда, один сюда.

2012-2019 годы. Новая реальность. Изменение в должности - назначение заведующей детским садом. Но из педагогической профессии не ушла. Наоборот, резкий поворот привел к пониманию того, что без детей уже не смогу жить. Получение второго образования по специальности «учитель-логопед», третьего - «менеджер в сфере образования», четвертого - «специалист по закупкам», пятого… (а что, все может быть).
Все эти годы активно участвую в жизни педагогического сообщества города, края, страны. Являюсь членом клуба «Учитель года Хабаровского края». Участвую в работе жюри различных уровней. Имею многочисленные награды и педагогические достижения.
Что отнял конкурс? Наверное, как и у всех - свободное время.
Что привнес и изменил? Да все.


Фигура третья. «Выборно-парашютная»
- Раиса Захаровна, а баба-то эта жива?
- О, еще как жива! Прекрасно себя чувствует. Правда, не узнает никого. Память почему-то отшибло. Но важен не результат, а процесс.

2019 год. Кандидат в депутаты в городскую Думу. Незабываемый прыжок в неизвестную мне доселе область политики принес ощущения, во многом схожие с конкурсной эйфорией. И самое яркое воспоминание - это люди, которые встретились мне в период предвыборной кампании - удивительные, талантливые, деятельные. Птицы такого высокого полета, до которого мне еще расти и расти. Я училась у них всему. И прежде всего грамотному, профессиональному отношению к своему делу. И пусть в нашем крае предпочтение люди отдали одной (не моей) партии, это их выбор. И я его уважаю. Финальную точку поставил прыжок с парашютом - осуществление давней мечты.
Важен не результат, а процесс. Конкурс запустил процесс высокой социальной активности. По направлениям: увеличение объема необходимых знаний, расширение социальных контактов и взаимодействия с людьми, обязательно практическая педагогическая работа, реализация собственных талантов и творческих способностей.
Каждому человеку жизненно необходимо чем-то гордиться. Мне есть чем. Процесс идет. Полным ходом.

Фигура четвертая. «Пожелательная, направляющая»
Жили, работали… работали, жили, а она вон… как мне все показала. Как я тебя люблю... как ты меня любишь, каки дети у нас с тобой хорошие. Ой! Разве я думала раньше, что ты вот так раз! Никогда не думала. А теперь про все думаю…

Можно повторить предыдущих ораторов и согласиться с ними, что участие в конкурсах - это бесценный опыт, демонстрация своих знаний и умений, знакомство с лучшими в профессии, оценка качества своей подготовки по компетенциям. Но, на мой взгляд, самое лучшее пожелание человеку, который действительно, а не на словах хочет развиваться, - это пожелание озадаченности. Озадачьтесь собственной некомпетентностью или компетентностью в чем-либо, усложните свою жизнь, выйдите из зоны комфорта. И стресс, чем и является по сути конкурс, вызовет мощный всплеск энергии, направит внутренние ресурсы в правильное русло. Впереди много планов и желаний.

Фигура пятая. «Непрощальная, любовная»
- Чей-то, Людк, написано? Пыс пыс-то, че?
- Постскриптум. Послесловие.

Любовь и конкурс, любовь к конкурсу, любовь… Все и начинается, и заканчивается любовью. Хочу признаться вам в любви. Обожаю вас, мои коллеги, друзья, организаторы, члены жюри, - всех тех, с кем свело это замечательное событие - Всероссийский конкурс «Воспитатель года России». Желаю конкурсу процветания, всем - высоких личностных и профессиональных достижений. А я не прощаюсь. Победителей бывших не бывает. Это навсегда.

P.S. Эпиграфы к главкам - фрагменты из всеми любимого фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби», 1984 год, автор пьесы - Владимир Гуркин.

Олег СКОТНИКОВ, победитель 2013 года, воспитатель детского сада «Страна чудес» города Новоуральска, Свердловская область

1. Моя послеконкурсная жизнь богата разными яркими событиями. Рождение двух внучек - Лукерьи и Варвары. Появление этих малышек по-новому расставило мои жизненные акценты. Жизнь наполнилась их каждодневными свершениями и маленькими подвигами. Что касается профессиональной деятельности, та «прививка», которую я получил на конкурсе «Воспитатель года России» в 2013 году, не прошла бесследно. Я поучаствовал и победил еще в двух профессиональных состязаниях: в конкурсе на соискание премий губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2016 году и Всероссийском конкурсе воспитателей, владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования, проекта «Школа Росатома» в 2017 году. Победа в последнем дала возможность провести две стажировки: для воспитателей городов ЗАТО (3 дня) и для воспитателей своего города (2 дня). Сейчас копилка ярких событий пополнилась еще одним - участием в конкурсе «Воспитатель года России»-2019 в составе жюри, где я встретился со старыми и новыми друзьями. Надеюсь, что это событие найдет свое продолжение в последующем общении, а может быть, и в общих делах.
2. Победа в конкурсе «Воспитатель года России»-2013 дала мне еще больше возможностей для самореализации. Ко мне прислушиваются, на моем опыте учатся, с меня берут пример, что обязывает всегда быть в профессиональном тонусе. За последние 6 лет было очень много региональных семинаров, форумов, фестивалей, выставок, мастер-классов, которые стали уже привычным делом. Время от времени печатаюсь в педагогических журналах: «Современное дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Обруч» и других. Участвую в межокружном проекте «Инженерная галактика» в рамках комплексной программы «Уральская инженерная школа» и программы Института развития образования Свердловской области «Инженерное образование: от школы к производству». Одним словом, профессиональные горизонты расширились, что сделало мою жизнь более насыщенной и яркой.
Победа дала возможность работать в команде жюри конкурса «Воспитатель года» на муниципальном и региональном этапах. Горжусь тем, что у меня есть возможность общаться с лучшими педагогами области, выявлять и поддерживать их, чтобы на их опыте могли учиться другие. Участвую в региональной программе подготовки и сопровождения конкурсантов. Конечно же, это не односторонний процесс, в период подготовки все мы учимся друг у друга, что для меня очень ценно.
3. Считаю, что участвовать в таких профессиональных конкурсах, конечно же, нужно, ведь именно такие испытания и закаляют нас, делают опытнее и мудрее. Для меня такие события ценны также профессиональным общением с новыми людьми.

Юлия ЗАГОРСКАЯ, победитель 2014 года, музыкальный руководитель детского сада №93 Выборгского района Санкт-Петербурга, методист, руководитель методического объединения музыкальных руководителей Всеволожского района Ленинградской области

1. После конкурса знаковым событием в моей жизни стала учеба в Санкт-Петербургском государственном университете по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Это была уникальная возможность погрузиться в процесс добывания новых знаний, получения новых компетенций, командного проектирования новых стратегий развития образовательных учреждений.
2. Конкурс - энергозатратное мероприятие во всех отношениях, после которого ты выходишь качественно другим человеком. Начинаешь мыслить глобальными категориями, появляется чувство еще большей ответственности за свои слова и действия, и в первую очередь ответственности перед детьми, их родителями, коллегами. Ко всем профессиональным и личностным качествам добавляется элемент публичности. Люди ждут от тебя экспертной оценки или грамотного комментария событий. Конкурс дал мне возможности для профессионального роста и личностного развития, осознание ценности творчества в работе педагога.
3. Я думаю, что участие в конкурсе помогает раскрыть в педагоге все грани его таланта и профессионализма. Конкурс - это скачок выше головы, далеко за горизонт своих возможностей, опыт достижения высокой цели и постановки новой!

Екатерина СМАЛЕВА, победитель 2016 года, заместитель заведующего детского сада №66 Рязани

1. Да вся жизнь после конкурса - яркое событие. Жизнь до сих пор проходит в приятной суете, публичных выступлениях, семинарах, конкурсах, в том числе и в новой роли - члена жюри. А еще я благодарна судьбе за незабываемые встречи и интересные знакомства.
2. Как бы громко это ни звучало, скажу честно - конкурс изменил мою профессиональную жизнь, так сказать, расширил педагогические горизонты. Я поняла, что могу и должна развиваться дальше. Работать «вполноги» нельзя. Достигнутый успех окрыляет и открывает передо мной новые возможности для постановки новых целей, дает уверенность в своих силах.
3. Конкурс - это новый этап в профессиональном развитии, отличное испытание для проверки своих возможностей и замечательный повод познакомиться с новыми людьми, узнать интересные технологии и методики развития детей дошкольного возраста. Несомненно, конкурс повышает престиж профессии. Участие в нем позволяет педагогам заявить о себе, нацеливает на дальнейшее профессиональное, творческое и личностное совершенствование.

Наталья ОДИНЦОВА, победитель 2015 года, воспитатель детского сада №88 комбинированного вида Приморского района Санкт‑Петербурга

1. Кто-то из нашей десятки победителей сказал: «После конкурса все только начинается». Точно! Волна за волной - встречи, беседы, выступления, поездки, консультации. Спасибо заведующей, что находит возможность отпустить. Это очень важный опыт. Случилось и несколько просто сказочных постконкурсных историй.
Есть в Питере издательский дом «Златоуст» - профилируется на книгах, предназначенных для изучения русского языка как иностранного, организует семинары, в том числе и международные. Сначала я была приглашена на семинар в Мюнхене (были у меня очень интересные разработки по творчеству Пушкина - делилась). А потом - счастье, о котором даже не думала мечтать, - меня пригласили дать открытое занятие и мастер-класс в одной из начальных школ Кембриджа. Два дня очень продуктивной работы. Сама себе завидую до сих пор.
На одном из заседаний экспертного совета в Государственной Думе познакомилась с Александрой Подлевских. Радостно обнаружили, что работаем в одном районе Петербурга (Александра Никитична - руководитель туристского клуба, победитель конкурса «Сердце отдаю детям»), и понеслось… В этом году с воспитанниками «Скифа» я прошла горный поход первой категории сложности. Родилась заново. Даже думаю, грешным делом, не для этого ли я в конкурсе выиграла, чтобы такими замысловатыми путями испытать сказочное счастье преодоления себя. Кто был в горах - поймет.
Ну и последний постконкурсный подарок судьбы (и организаторов) - встреча победителей. Конечно, я ждала интересного знакомства, понимала, что, скорее всего, нам будет о чем поговорить, одной ведь дорогой прошагали. Но такого фантастического единения и тепла вряд ли кто-то из нас ждал от этой встречи. Не так давно расстались, но уже страшно скучаю.
2. Что отнял у меня конкурс? Бездну личного времени, нервов и некоторые иллюзии! Что подарил? Самый ценный подарок - гордость родных. Очень трогательно было смотреть на моего взволнованного папу среди толпы встречающих на вокзале. До сих пор семья внимательно следит за моей общественной жизнью. Кажется, это лучшее, что я могла для них сделать. Мною гордится дочь - это тоже дорогого стоит. Еще один важный подарок конкурса - опыт. Была бы у меня другая возможность так кропотливо оттачивать одно-единственное занятие или мастер-класс, получать столько обратной связи от более опытных коллег? Нет, конечно. И ценность не в том, что я отработала несколько мероприятий почти до состояния «идеального образца», а в том, что я теперь прекрасно знаю и чувствую, на что способна. После конкурса взгляды на свои возможности в профессии стали значительно шире. Что еще изменилось? Окончательно избавилась от ужасной воспитательской склонности к самобичеванию. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умение конструктивно оценивать свои ошибки, делать выводы, принимать здоровую критику со стороны очень важно для профессионального роста.
3. В конкурсе надо участвовать, чтобы получить баллы к аттестации… Шучу! Если серьезно, участие - это новые контакты и идеи, новый опыт и возможности. Если для вас «профессиональный рост» не только слова, а внутренняя потребность, конкурс - отличный способ «прокачать» свои качества и навыки: стрессоустойчивость, умение публично общаться, анализировать свою работу. Однако не каждого педагога можно оценить критериями конкурсных испытаний. У каждого свой путь в профессии. Главное, чтобы цель у всех была одна - счастливые дети!

Дарья КУРАСОВА, победитель 2017 года, педагог дополнительного образования (хореограф) детского сада №48 комбинированного вида города Орла

1. Самое яркое событие после конкурса - это рождение дочки. Она тоже имеет некоторое отношение к конкурсу 2017 года, так как, сама того не ведая, она ездила со мной (еще не появившись на свет) и помогала как могла. Конечно же, это событие повлияло и на мою профессиональную деятельность, «конкурсный» эффект настиг меня немного позже. Сейчас важный этап для меня - создание совместно с Институтом развития образования Орловской области Клуба педагогов дошкольного образования «Новое поколение», который объединил педагогов-лидеров нашего региона. Знаковым и запоминающимся событием стало участие в конкурсе «Воспитатель года России»-2019 в качестве члена жюри и общение с победителями прошлых лет.
2. Конкурс познакомил меня с потрясающими людьми, близкими по духу и образу мыслей, подарил уверенность в том, что я двигаюсь в правильном направлении, расширил профессиональный кругозор. Победа в конкурсе отняла право на ошибку и застой, заставляет двигаться, расти, интересоваться новым. Приятным открытием для меня стала поддержка моей команды: до конкурса я не думала, что за меня могут ТАК переживать коллеги, хотя теперь это уже не просто коллеги, а близкие мне люди.
3. Конкурс - это концентрированный педагогический коктейль, состоящий из знаний, общения, знакомств, эмоций и многого другого. Нигде за столь короткий срок вы не получите такого объема полезной информации. А еще это проверка на прочность и стрессоустойчивость, поэтому, на мой взгляд, каждый современный педагог-дошкольник должен хотя бы раз принять участие в «Воспитателе года».

Анастасия ШЛЕМКО, победитель 2018 года, старший воспитатель детского сада №52 «Котенок» города Химки, Московская область

1. Поездки по России - это самые яркие события в моей жизни после конкурса.
2. В связи с этим конкурс кардинально поменял мою жизнь. Сократил мое время общения с семьей, но дал новые возможности для саморазвития; существенно уменьшил мое присутствие на работе, но показал мне, как устроено дошкольное образование в разных уголках нашей страны.
3. Участвовать в конкурсе «Воспитатель года России» надо обязательно - чтобы открыть для себя и в себе что-то новое, интересное и полезное, необходимое для профессионального и личностного роста.
(Большое интервью с Анастасией Ивановной, где она анализирует год, прошедший после победы, читайте в «МП» №43 от 24 октября 2019 года.)