Из бесед с выпускниками школы, родителями, бабушками и дедушками, а также общения с учениками мы знали, что они гордятся подвигами ветеранов Великой Отечественной войны. Многие из них сожалели о том, что в их семьях мало сохранилось фотографий, открыток, писем на фронт и с фронта.
Узнать больше о военном лихолетье в семье, в общении со старшим поколением - такая задача была поставлена при подготовке к участию в этой олимпиаде. Воспитание памятью предков - это одно из направлений патриотического воспитания. Первые шаги его закладываются семьей. От поколения в поколение передается мысль: человек жив, пока его помнят.
Наша школа расположена в необычном месте - на территории бывшего учебного аэродрома, где в 1941 году молодые пилоты учились летать на разных летательных аппаратах. И школьная аллея напоминает нам о взлетно-посадочной полосе этого аэродрома. А рядом с аллеями школьного парка расположен мемориал памяти трех летчиков бомбардировщика 173‑го авиаполка. Они погибли здесь 12 октября 1941 года после выполнения сложного боевого задания, вылетев в нелетную погоду. Танковая колонна Гудериана была ими уничтожена, а приказ Гитлера о захвате юго-запада Москвы, создании плацдарма для подготовки парада фашистских войск на Красной площади никогда не был выполнен.
Ученик 8‑го класса Виктор Елисеев представил на олимпиаду-2018 эссе «Подвиг, оставшийся неизвестным». В нем он написал о том, что погибшие летчики бомбардировщика 173‑го авиаполка ничем не были награждены до настоящего времени: пилот Юрий Тихомиров, борт-инженер Алексей Ончуров и радист Павел Ворона. Вечная им память и слава!
Поэтому мы начали подробно разрабатывать и осуществлять программу работы с учащимися всех классов на тему «Наша малая родина». В апреле 2018 года нам сообщили, что сочинение Виктора Елисеева получило наибольшее количество баллов среди 16500 участников и диплом победителя метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений».
С чего мы начинаем работу с участниками этой олимпиады? Во-первых, нужно определить индивидуальную тему сочинения, составить подробный план работы, обсудить несколько вариантов содержания и названия, а также основные моменты раскрытия главной идеи и режим занятий с руководителем проекта. Очень важным в этой работе является одобрительное отношение классного руководителя, а также членов семьи ученика. В работе над темой важно создать творческую обстановку, которая вводит ученика в эмоциональный настрой и приводит к личному переживанию за героев исторической работы. Большое значение имеет и поддержка друзей-одноклассников. Они болеют за результат товарища и искренне радуются победе. Их поддержка также способствует творческой атмосфере в работе над темой.
Многие работы наших учеников были посвящены их предкам - участникам военных действий. В этом случае эмоциональный настрой начинает создаваться с ранних лет жизни ребенка и остается с ним навсегда. Ученики тех семей, где сохранились реликвии (награды, памятные вещи, письма с фронта, открытки того времени), пишут сочинения, в которых они гордятся своими предками.
Эмоциональное состояние во многом зависит от эмоциональной жизни школьных музеев. Важные факторы - знакомство с экспонатами, посвященными ветеранам Великой Отечественной войны, локальных войн, ветеранам труда. Призер олимпиады Дарья Мехедова в своем сочинении «Мои прадедушки - герои» пишет о том, что героические жизни ее предков были примером для нее, и поэтому она вступила в Юнармию, чтобы продолжить воинские традиции своей семьи и всегда быть верной своему Отечеству и юнармейскому братству. Еще в 1‑м классе Даша увидела в школьном музее фотографию своего деда-ветерана и очень была этому рада.
Каждая встреча с ветераном - защитником Севастополя в 1941 году, жителем нашего района Чертаново Северное полковником запаса Борисом Леонидовичем Гониным - надолго запоминается всем учениками. Он является для них примером стойкости и активной жизненной позиции. К настоящему времени ему исполнилось 96 лет. Он пришел на митинг 11 октября 2019 года к мемориалу памяти погибших летчиков. Об этом защитнике Севастополя написал в своем сочинении «В войне сила духа гораздо выше силы оружия» ученик 8‑го класса Павел Гордейчук (призер олимпиады-2018), а ученик 5‑го класса Эльдар Гуроракшеев посвятил Б.Л.Гонину свое стихотворение «Битва за Севастополь».
Ученик Александр Маркин (призер олимпиады-2019) в работе «Сибиряки защищали Москву» рассказал о том, как наша школа участвовала в городской патриотической акции, которая проходила у мемориального комплекса «Рубеж Славы» (около пос. Снегири), посвященного памяти воинов-сибиряков. Они вместе с москвичами защищали в 1941‑м Москву от нашествия немецко-фашистских войск. С глубоким уважением и преклонением Саша Маркин написал о славном боевом и жизненном пути воина-сибиряка Валентина Федоровича Колониченко, уважаемого ветерана нашего района.
В апреле в рекреации музея боевой славы нашей школы Московским городским отделением МОО «Союз десантников» была размещена мобильная выставочная экспозиция «Афганская война. Взгляд очевидца». Там были проведены уроки Мужества, посвященные 30‑летию вывода советских войск из Республики Афганистан. Учащиеся с интересом осматривали выставку и слушали рассказ о тех событиях представителя десантников А.А.Чикова. Под впечатлением от этой выставки ученик 8‑го класса Илья Адамов собрал материал по теме афганской войны из книг школьного музея и Интернета и написал сочинение-рассуждение «Место службы - Афганистан» (диплом призера олимпиады-2019). Для него подвиги советских солдат и офицеров во времена афганской войны стали примером мужества, доблести и выполнения воинского долга.
Работа над проектом в рамках олимпиады «Не прервется связь поколений» - это в определенной степени подготовка обучающегося к будущей жизни, к ее задачам и трудностям. Происходит формирование самоконтроля, сосредоточение на решении главной задачи, понимание своих сильных и слабых сторон, соединение спокойствия с силой веры в намеченный результат. При этом мы ставим целью воспитание чувства долга по принципу «Делай, что должно, и пусть будет, что будет».
Мы, педагоги, должны способствовать увековечению памяти о наших предках. Молодые люди должны гордиться тем, что живут в России, а не мечтать улететь в чужеземные страны. Они должны жить и работать здесь, в своей Отчизне.

Нина БЕЛЯКОВА,
Светлана РУМЯНЦЕВА,
руководители музея русской культуры и музея боевой славы 17‑й стрелковой дивизии народного ополчения школы №851