Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.
Саади

В школе №504 уже несколько лет практикуются так называемые экспедиции - «Путешествия с мольбертом и фотокамерой». Группа детей в 15‑20 человек от 6 до 17 лет в сопровождении 3‑4 педагогов выезжает на пленэрную и экскурсионную практику в города России или ближайших стран (Белоруссия, Украина) на одну или две недели в зависимости от времени года. В школе есть художественные классы и изостудии, и, конечно, в экспедицию стараются брать детей, проявивших заинтересованность в изобразительном искусстве, однако это не строгое правило. В составе сопровождающих группу преподавателей обязательно присутствует учитель изобразительного искусства или педагог дополнительного образования и педагог-организатор, отвечающий за бытовую составляющую путешествия. Оплата такой поездки делится между родителями и государственными структурами. Обычно проезд, питание и хозяйственные нужды оплачиваются из государственных средств, а проживание и экскурсии - родителями. Экспедиционная группа останавливается в школах, туристических центрах или гостиницах посещаемого города по предварительной договоренности. Место проживания обычно выбирают ближе к окраине города, чтобы иметь возможность каждый день рисовать с детьми на природе. Пленэр проводит учитель изобразительного искусства, за фотокружок отвечает педагог дополнительного образования. Нередко в экспедицию едет также преподаватель какого-нибудь кружка (батик, валяние из войлока, роспись по дереву), и во второй половине дня дети могут попробовать себя в новом виде творчества.
Занятия на природе, рядом со сверстниками и в новой непривычной обстановке помогают ребенку раскрыться, прислушаться к себе и своим мыслям. В такой ситуации дети, никогда не увлекавшиеся рисованием, с удовольствием берут кисти в руки. Работая педагогом в экспедиции, становишься свидетелем, как дети, отправившиеся в поездку лишь для общения со сверстниками и развлечений, невольно втягиваются в процесс обучения. Неформальная обстановка, отсутствие принудительных занятий и абсолютная заинтересованность нескольких детей творят чудеса. Ребята сами просятся на пленэр попробовать свои силы в неизвестном для них еще деле. Несомненно, огромную роль играет именно природа. Рисование не за партой, а под сенью деревьев, с альбомом на коленях и акварелью, лежащей в траве, является чем-то новым и необычным для большинства детей, ведь пленэрная практика - это в основном удел студентов художественных колледжей и вузов, но никак не школьников. Именно новизна происходящего прежде всего привлекает ребенка. Пленэр развивает чувство цвета, помогает детям понять, что такое общее настроение работы, ее колорит. На доске в кабинете изобразительного искусства никогда так четко и понятно не объяснить, как меняется небо с наступлением вечера, и не показать разнообразие оттенков травы и листвы. Группа, занимающаяся фотографией, конечно, больше работает с композицией, однако объектов для съемок на природе им не занимать.
Помимо занятий изобразительным искусством досуг экспедиции составляют разнообразные экскурсии. Посещение исторических мест города, промысловых центров, монастырей, музеев - обязательная программа любой поездки. Полюбить и понять свою страну, не повидав ее, невозможно, а разве можно сравнить фотографии, фильмы и уроки истории с тем, что увидел своими глазами, потрогал, прочувствовал?!
Обучение невозможно без воспитания, и тут проявляются другие аспекты образовательного процесса экспедиции. Небольшое число участников поездки помогает педагогу разглядеть и понять каждого ребенка. Экспедиция - это не пионерский лагерь с отрядом в сорок человек, это практически семейная, уютная поездка, в которой каждому уделят внимание, каждого выслушают и услышат. Педагоги, сопровождающие детей в путешествии, проводят игры, конкурсы и другие мероприятия, которые помогают детям подружиться и проявить себя.
Организация подобных поездок - это тяжелый труд. Труд прежде всего педагогов-организаторов, директора школы и учителей, сопровождающих экспедицию. Наградой за этот труд являются горящие глаза детей, их восторженный интерес ко всему, что происходит с ними за эти две недели, проведенные далеко от дома и в такой непривычной им обстановке. Равнодушных к таким мероприятиям детей практически не остается, любой ребенок находит что-то свое в поездке. Приобретает ли он исторические знания, проявляет ли творческие способности или просто общается с другими детьми, ребенок развивается. Задача экспедиций - пробудить в ребенке желание учиться, узнавать что-то новое и не останавливаться на достигнутом. А задача педагога - направить своего ученика, помочь и вдохновить. Ведь как сказал Вудро Вильсон: «Мы сами должны верить в то, чему учим своих детей».

Александра КЛИМОВА,
учитель изо школы №504