В сентябре 2019 года мы запустили проект «Детский сад без насилия». Он рассчитан на детей в возрасте от трех до семи лет и учит детей заботиться об окружающих, быть толерантными, честными и смелыми. Мы хотим научить каждого ребенка осмысленно давать оценку различным социальным ситуациям; дружелюбно и с уважением принимать в свой коллектив детей с особыми потребностями; быть ответственными за свои поступки.
За основу взяли методологию программы «Детский сад, свободный от насилия», которая доказала свою успешность в Эстонии. Мы воочию увидели на стажировке, насколько она продуктивна.
- Нет плохих детей, есть плохие модели поведения, - говорят наши эстонские коллеги, и мы их полностью в этом поддерживаем.
Реализация проекта началась с дошкольниками младшего возраста.
Цель этапа - успешная адаптация в детской группе, включение родителей в проект, привлечение внимания детей к доброжелательным образам и персонажам.
Ключевой фигурой здесь является игрушка, которая решает достаточно широкий спектр проблем.
Это не просто игрушка, это друг ребенка, который помогает преодолеть стеснение, чувствовать себя уверенно в детском коллективе.
Однажды в группу к детям пришел большой медведь, он пришел не один, а со своими друзьями - маленькими мишками. Зачем пришли мишки? Они хотят научить детей быть добрыми, заботливыми, хорошими друзьями.
Так дети узнали о том, что у каждого из них будет в группе свой маленький Дружок, о котором нужно заботиться. Теперь мишки являются символом дружбы.
Каждую неделю на выходные большой медведь ходит в гости в семью. Ребенок от лица медведя рассказывает, чем они занимались. Медведи - это олицетворение взрослого и ребенка. Так сплачивается коллектив, ребенок не чувствует одиночества.
В программу обязательно входит беседа и рассматривание картинок с сюжетами о хороших и плохих поступках. От лица большого медведя говорит воспитатель, ребенок - от лица маленького медвежонка. Это очень хорошо для детей, так как не каждый ребенок может рассказать свои переживания и радости.
Беседы проводятся обязательно сидя на ковре в кругу, так ребенок чувствует единство со всеми участниками процесса. Уровень доверия, когда все вместе, все близко, в одном круге, у детей гораздо выше.
Эта система работает все время, во всех возрастных группах.
Важны и тактильные прикосновения. Не все дети могут пойти на контакт, а используя образ медвежонка, можно подойти и погладить ребенка, даже сделать массаж. Массаж - «рисунок по спине», тоже обязательно входит в методику. Это первый опыт прикосновения, телесного контакта, для того чтобы ребенок отличал правильные, то есть хорошие, приятные прикосновения от неправильных. Например, если ребенок хочет обратить на себя внимание, то нужно мягко прикоснуться, а не толкнуть с силой.
Вместе с родителями мы оформили уголок с семейными фотографиями. Малыши всегда видят свою семью, это их успокаивает. Так сплачивается коллектив нашей группы, и ребенок не чувствует одиночества.
Наша программа нацелена на тесное сотрудничество семьи и детских групп. Успех совместной работы во многом зависит от того, являются ли родитель и педагог примером для ребенка.
Так родились и наши родительские посиделки, встречи, на которых в приятной атмосфере мы говорим о семейных ценностях и традициях, о том, что по-настоящему нужно нашим детям для их счастливого будущего.

Лариса ДЕМЕНТЕЙ,
воспитатель школы №657