Об этой неразрывной связи рассказывают и юные москвичи, наши современники, участвующие в городском конкурсе мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», который Городской методический центр проводит в течение 10 лет, с 2009 года.
Каждый школьник может рассказать о значимых страницах истории своей семьи, о судьбах родственников, тружениках тыла, династиях военных, ученых, инженеров, детях войны - живых свидетелях роковых событий 1941‑1945 годов, о ветеранах Великой Отечественной войны и героях локальных войн. Каждый проект - это большая исследовательская работа не только участника конкурса, но и всей его семьи.
- Когда ребенок со своими родителями, бабушками и дедушками погружается в историю своей семьи, он узнает колоссальное количество важнейших фактов, которые позволяют ему раскрыть самого себя и по-другому воспринимать в том числе и историю. Конечно, ребенок может открыть учебник и ознакомиться с героическими страницами истории государства, важнейшими драматическими эпизодами его развития, но всегда ли он пропускает это через себя? Участники проекта через свою собственную семью понимают, насколько эти события касаются лично их. У них формируется принципиально другое отношение к тем памятным датам. «Ребята, которые пропустили это через свое сознание, через свою душу, будут воспринимать свою Родину совершенно по-другому», - сказал директор ГМЦ Андрей Зинин на рабочей встрече, которая проходила в преддверии памятной даты контрнаступления под Москвой (5 декабря 1941 года) в рамках подготовки к празднованию 75‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и была посвящена итогам юбилейного, десятого, конкурса.
Присутствовавшие на встрече дочь Маршала Советского Союза Ивана Конева Наталья Конева и внук Маршала Советского Союза Леонида Говорова Алексей Говоров подчеркнули значимость проекта, востребованность в обществе знания истории страны через своего родного, близкого человека.
Об этой востребованности говорят и цифры: ежегодно в конкурсе принимают участие более 1000 школьников и студентов колледжей. Каждая работа пронизана гордостью и чувством благодарности, любовью и трепетным отношением к событиям и участникам той далекой кровопролитной войны.
Внучка Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского Ариадна Рокоссовская рассказала о работе своего сына Юрия над проектом:
- Мы приехали на места боев под Вязьмой. Сын увидел это поле, колокол, братские могилы, представил, как шли танки. В глазах девятилетнего мальчика читалась эмоциональная связь с его прадедом. Вернувшись, мы предложили в классе составить карту боев, в которых принимали участие родные и близкие учеников. Мы увидели по боевому пути, что родственники одноклассников освобождали всю Европу. И это подвиг и солдат, и командиров - всего народа. Я бы предложила в каждой школе сделать такую карту.
А знаете ли вы историю своей семьи? Опрос на эту тему я провела среди старшеклассников. Подростки мало общаются с бабушками и дедушками, скорее обращаясь в Интернет за помощью и советом. Тем не менее 57% ребят знают историю своего рода. Общением в социальных сетях, этой тонкой паутиной дружеских привязанностей, современные молодые люди заменяют прочные нити семейных уз, и 9% опрошенных проявляют полное безразличие к своим корням. Однако 29% ребят, не знающих своих прадедов, хотели бы знать о них, и помогут восстановить события прошлых лет семейные архивы.
Этот проект предлагает семьям вместе погрузиться в атмосферу прошлого, полистать семейный альбом. История нашей страны предполагает, что сложно найти такую семью, в которой не был бы памятен свой герой - участник войны или труженик тыла. Осознание важности участия в создании проекта позволяет каждому подростку испытать чувство гордости за принадлежность к своей семье, к своей стране.