В предлагаемом материале обобщен многолетний педагогический опыт по использованию индивидуальных педагогических технологий.
В настоящее время учителям рекомендуют применять различные педагогические технологии. Вот некоторые из них:
- инфомационно-коммуникативная технология;
- технология компетентностно-ориентированного подхода;
- интегрально-образовательная технология;
- модульная;
- здоровьесберегающие технологии;
- метод проектов.
Ниже я описываю лишь некоторые технологии, которые эффективно использую в своей работе.

Технология «Метод проектов»
Данная технология может быть применена следующим образом:
- разработка проекта для учащихся, относящихся к подготовительной и специальной медицинским группам. Например, при изучении истории спорта и Олимпийских игр, истории развития отдельных видов спорта и т. д.;
- использование метода проектов на экзамене по физической культуре;
- создание проектов по организации физкультминуток и физкультпауз на уроках и подвижных переменах, спортивных праздниках и соревнованиях.
Кроме того, данная технология может быть использована для оздоровления педагогического коллектива школы.

Технология срочной информации
Особенностью преподавания предмета «Физическая культура» является формирование у школьников умения оценивать правильность выполнения тех или иных движений. Движения в пространстве, во времени по степени мышечных усилий оцениваются различными анализаторами.
При обучении умениям оценивать движения очень важно создать такие условия, при которых ученик, понимая действия, которые выполняет, мог бы сопоставить мышечные ощущения, возникающие у него при правильном или неправильном выполнении изучае­мого движения. Чем быстрее происходит подобное сопоставление после выполнения движения, тем лучше, так как ощущения от движения быстро теряются. Для этого после исполнения движения необходимо информировать ученика о том, как он выполнил движение по сравнению с предложенным эталоном.
Технология срочной информации является основной при обучении пространственным, временным и силовым дифференцировкам.
Информация ученику может подаваться трех видов:
- бинарная - да, нет; выполнил, не выполнил и т. д.;
- тернарная - как выполнил (точно, выше, ниже; точно, ближе, дальше и т. д.);
- численная - когда дается численная информация о характере выполнения движения (в градусах, сантиметрах, килограммах и т. д.).
Численная форма срочной информации является самой эффективной.
Оценка движений в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий вырабатывается у детей с помощью специально подобранных упражнений. Фор­мирование умений в оценке движений зависит от координационной сложности изучаемого движения. В качестве средств обучения умениям оценивать прост­ранственные, временные и силовые характеристики движений могут быть общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, размахивания на снарядах с определенной амплитудой маха и другие упражнения, которые можно выполнять с различной амплитудой движений в пространстве за определенное время и с определенной силой.
На первой стадии формирования умений необходимо подбирать простые движения и последовательно вырабатывать дифференцировки. Процесс обучения дифференцировкам целесообразно разделить на три этапа:
- совершенствование дифференцировок отдельных характеристик движений (например, умений оценивать отдельно пространственные характеристики движений, или временные, или отдельно силовые характеристики);
- совершенствование комбинации из отдельных видов дифференцировок (например, комбинации, состоящей из различных угловых смещений или различных интервалов времени, или мышечных усилий);
- совершенствование комплексов дифференцировок, состоящих одновременно из разных характеристик (например, не просто произвести сгибание в суставе на определенный градус, но сделать это за определенное время и т. д.).
Оценка способности учитывать верно пространственные, временные и силовые параметры движений осуществляется при помощи тестов.
Вывод: данная технология позволяет учащимся сформировать правильные в техническом плане двигательные навыки, не закреплять ошибки, которые потом сложно исправить.
Технология предписаний алгоритмического типа
Предписание алгоритмического типа подразумевает изучение и закрепление техники выполнения любых упражнений в определенной последовательности (алгоритме) для более быстрого усвоения того или иного двигательного действия.
Составлять предписания алгоритмического типа надо в следующей последовательности:
- сообщить о названии изучаемого упражнения (элемента);
- определить цель, где нужно четко указать итоговый результат, к которому должен прийти ученик в конце обучения;
- осуществить правильный показ и описать технику выполнения изучаемого упражнения;
- указать, что должен знать и уметь ученик, прежде чем начать изучение нового упражнения;
- изложить в строгой последовательности серии учебных заданий.
Последовательность серии учебных заданий должна быть следующей:
- в первую серию учебных заданий должны входить упражнения на воспитание физических качеств, которые необходимы для успешного выполнения изучаемого движения;
- вторая серия учебных заданий должна включать упражнения на освоение исходных и конечных положений, изучаемых двигательных действий (первая и вторая серии учебных заданий могут осваиваться одновременно);
- третья серия учебных заданий должна предусматривать действия, без которых невозможно выполнение изучаемых упражнений (размахивание в висе или в упоре, маховые движения ногами и др.);
- четвертая серия учебных заданий включает действия, связанные с обучением умению оценивать выполнение движения в пространстве, времени и по степени мышечных усилий, количество и степень точности дифференцировок, зависящих от координационной сложности изучаемого упражнения;
- пятая серия учебных заданий - подводящие упражнения и части изучаемого двигательного действия.
В последнюю очередь изучаются движения в целом: в облегченных условиях, с помощью тренажера и других технических средств; эти упражнения составляют шестую серию учебных заданий.
Изучение каждой серии учебных заданий должно заканчиваться контрольными упражнениями (тестами), позволяющими осуществлять переход к следующей серии учебных заданий.
Данная технология апробирована и дает хорошие результаты в моей педагогической деятельности. Использование ее позволяет сократить процесс усвоения техники изучаемого упражнения.

Линейная технология
Линейная технология является общей для всех циклических видов спорта (легкая атлетика, лыжные гонки и т. д.). Применение ее целесообразно при изучении отдельных видов или тем (например, при обучении бегу на короткие дистанции или темы «Кроссовая подготовка»).
Последовательность обучения при использовании линейной технологии разберем на примере обучения бегу на короткие дистанции:
1) упражнения на воспитание физических качеств, которые необходимы для успешного выполнения изучаемого движения;
2) упражнения на освоение исходных изучаемых, двигательных действий (низкий старт);
3) упражнения на совершенствование техники бега по дистанции (по прямой);
4) упражнения на освоение конечных положений, изучаемых двигательных действий (финиширование).
Контроль результатов данной технологии осуществляется путем тестирования и проверочных упражнений.

Обратнолинейная технология
Данная технология является общей для всех ациклических видов спорта (прыжки в длину и в высоту, метания снарядов).
Последовательность обучения при использовании обратнолинейной технологии разберем на примере обучения прыжкам в длину:
1) упражнения на воспитание физических качеств, которые необходимы для успешного выполнения изучаемого движения (изучение двигательных действий происходит в обратной последовательности);
2) упражнения на освоение конечного положения (фазы) изучаемых двигательных действий (приземление);
3) упражнения на совершенствование техники фазы толчка и фазы полета;
4) упражнения на освоение исходных изучаемых двигательных действий (фаза разбега).
Такой подход обосновывается техникой безопасности (приземление в прыжках, финальное усилие в метании), последовательным наложением элементов техники при выполнении целостного двигательного действия (прыжка).
Данные технологии дают возможность повысить эффективность обучения и закрепления двигательных качеств и умений в таких разделах школьной программы, как легкая атлетика, лыжные гонки и др.
Автор надеется, что приведенные в данной статье лишь некоторые педагогические технологии позволят коллегам сделать более эффективным процесс преподавания физической культуры в школе.

​Владимир КЛЁНОВ, преподаватель физической культуры, с. Тимашево, Кинель-Черкасский район, Самарская область