Альбина ЗОЛОТАРЕВА, народный учитель РФ, директор муниципального центра дополнительного образования детей «Реальная школа», почетный гражданин Воронежа:
- В нашем центре уже более пяти лет ведется активная работа с детьми с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра. Результаты очень хорошие. Занятия у нас позволяют этим детям получать специальность, они обучаются пропильной резьбе, бисероплетению, вязанию, компьютерным технологиям. У нас прекрасный преподаватель макраме Татьяна Сергеевна Вовчеренко, работы ее учениц представлены даже на международных чемпионатах. Особенно довольны родители детей, потому что, несмотря на трудности со здоровьем, ребята получают знания и осваивают профессии, которые помогают им адаптироваться в жизни.

Зинаида ЕФЛОВА, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия:
- Такие практики, безусловно, в Карелии есть. Наша ассоциация делает все возможное, чтобы находить самое интересное в региональном и межрегиональном сегментах образования. Так, в декабре в шестой раз стартовал межрегиональный конкурс педагогических работ «Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами». Цель конкурса в этом учебном году - выявление, описание и популяризация успешного опыта, методов, технологий, форм организации образовательной среды, соответствующих возрастным особенностям и потребностям детей, подростков, юношества. Если говорить об итогах прошлого года, то лучшие работы 19 авторов были опубликованы в сборнике «Обучение и воспитание в разновозрастной группе». Благодаря этой работе читатели «Учительской газеты», которая является одним из партнеров конкурса, узнали о новых и традиционных форматах обучения в современной малокомплектной школе, технологии сторителлинга. Мы открыты к сотрудничеству. На нынешний конкурс ждем работы от авторов и коллективов из других регионов. Всем самым интересным готовы делиться.

Елена К., учитель математики, Великий Новгород:
- Практика с доказанной эффективностью - понятие, совершенно органичное для бизнеса и весьма скользкое и даже абсурдное, на мой взгляд, для педагогики. Ведь результат действий учителя проявляется только через годы. Контрольные срезы не способны показать динамику развития конкретного ученика. А если заставить педагога самостоятельно исследовать такую динамику - учитель потонет в отчетах. Не станут ли в такой ситуации «лучшими» те престижные школы или классы, где уровень знаний, умений и способностей учеников изначально, еще до прихода в учебное заведение, был высок?