День первый, 16 ноября
Никакой раскачки, сразу с места в карьер. Так и надо входить в конкурс. Участников «Воспитателя года России»-2019 привезли в гимназию имени Евгения Максимовича Примакова, которая находится в Одинцовском районе Московской области. Не очень далеко от гостиницы «Аквариум» города Красногорска, которая в свою очередь расположена достаточно близко от Дома правительства Подмосковья. И если к географии конкурсанты привыкли быстро, то привыкнуть к интерьерам гимназии так и не смогли… Просторно, красиво, ярко, при этом очень душевно. У каждого ребенка здесь свой шкафчик с кодовым замком. Дети с удовольствием делают поделки из бросового картона. Преподают им не только наши педагоги, но и иностранцы. Ведь обучение ведется в билингвальной среде. У воспитателей особый интерес, конечно, к дошкольному отделению. Ходим без устали, наши экскурсоводы с удовольствием все показывают и рассказывают.
Дошли до актового зала. Стоп! Установочный семинар. Всех приветствовала начальник отдела нормативного регулирования и развития дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк. Дельные советы по созданию текста дала секретарь - завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина. Веселый психологический тюнинг провел психолог-консультант Роман Омельченко (а продолжение - каждый вечер). Мастер-классом вдохновила абсолютная победительница конкурса 2018 года, старший воспитатель детского сада №52 «Котенок» города Химки Анастасия Шлемко. О тонкостях программы рассказала секретарь оргкомитета конкурса Елена Масленникова. Установочный семинар прошел и для членов жюри. Об опыте подготовки конкурсантов поведали представители Московской области - принимающего финал региона.
79 участников разошлись по девяти группам - писать сочинение на тему «Педагогическое творчество в рамках ФГОС: возможность или ограничение?». Тему вслепую из трех возможных выбрала на глазах у всех сопредседатель жюри конкурса «Воспитатель года России», ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского Нина Федина.
А вечером я взяла у двух конкурсантов интервью. Вопросов было три (я задаю их каждый вечер разным педагогам):
1. Что было сегодня самым интересным, ярким?
2. Что было самым трудным?
3. Кто за вас волнуется, кому передаете привет?
Илья БОРЗЫХ, инструктор по физической культуре детского сада общеразвивающего вида №56 «Солнышко» города Белгорода:
1. Естественно, понравилась экскурсия по гимназии. Я не мог даже представить, что есть такие учебные заведения.
2. Самое трудное для меня в этом конкурсе - сочинение. К мастер-классу я готов полностью, занятия мы проводим с детьми каждый день. Но писать сочинения еще в школе было не очень легко. И сейчас тоже.
3. Передаю привет своей семье - жене и двум дочкам. Естественно, своим коллегам по детскому саду и коллегам из Белгорода, которые мне помогали в подготовке, специалистам Белгородского института развития образования и Управления образования города Белгорода. Надеюсь, что их не подведу.

Залина ГАЦИЕВА, воспитатель детского сада №5 «Хадижа» города Гудермеса Чеченской Республики:
1. Сегодня самое приятное для меня - посещение этой замечательной школы. Мы были просто в восторге. Думала, буду постоянно волноваться на конкурсе. А он очень приятный. Как будто мы на фестивале, как будто мы звезды.
2. Хотелось написать сочинение профессионально, хорошо, красиво. Думаю, что я справилась.
3. За меня волнуется, переживает вся Чеченская Республика. Передаю огромный привет на Родину, всех люблю.


День второй, 17 ноября
Сегодня открытие, очень красивое, торжественное. И сразу после него - следующее испытание для конкурсантов - мастер-классы. Очередность выступлений накануне определил жребий. Жеребьевка прошла, кстати, очень красиво. Номер был спрятан в мягкой раковине, сшитой руками подмосковных педагогов, вместе с фантазийной жемчужиной, символом конкурса. А очередность выступления на испытании «Педагогическое мероприятие с детьми», тема мероприятия и возраст детей - вся эта информация была в пазлах с изображением достопримечательностей Московской области.
Кабинеты гимназии им. Примакова мгновенно обжили жюри и участники. Сопровождающих тоже приглашают посмотреть мастер-классы, но только если есть свободные места. Столпотворение может кому-то и помешать выступать.
Хожу по разным группам и записываю. Не в блокнот - в группу Общероссийского Профсоюза образования в ВКонтакте. Очень хочется войти в фокус-группу, но просто не успеваю - коллеги мгновенно срываются и бегут участвовать в мастер-классе. Жюри задает умные вопросы…
Участница конкурса «Воспитатель года России»-2019 из Ульяновска Елена Леонова обучает фокус-группу и всех зрителей работе с серией сюжетных картинок.
Людмила Карпец из Томской области использует в своей деятельности технику эбру, причем для образовательных целей, например объяснения космической темы. Она рассказала о том, как делает это, на своем мастер-классе.
Педагогическую систему развития технических способностей детей представляет Елена Аказина из Ростовской области.
Мария Соловьева из Республики Хакасия представляет мастер-класс на тему «Познавательно-исследовательские проекты». Один из проектов называется так: «Почему муха не падает с потолка?».
Елена Чернова из Воронежской области поделилась с коллегами по конкурсу «Воспитатель года»-2019 алгоритмом ориентирования дошкольников в предметном поле.
Приемы современной логоритмики представила Наталья Абукина, участница из Сахалинской области. Забавный костюм - рот с языком и губами - надел коллега, один из трех мужчин-педагогов на конкурсе.
Какое разнообразие идей и оборудования!

Интервью
Оксана ЧЕРЕДОВА, воспитатель детского сада №89 «Солнечный лучик» города Пензы:
1. Мне очень понравилось яркое открытие конкурса, замечательная девочка выступала - Варвара Гордеева с акробатическим номером, она просто удивила нас. И, конечно, мастер-классы коллег тоже удивили. Смотрела, участвовала в них в составе фокус-групп и сама мастер-класс показала… Взяла для себя идею с эмоциями - эмоциональный интеллект сейчас необходимо развивать. Не только беру на вооружение находки конкурсантов, но и возникают мысли, как усовершенствовать свои идеи. Больше того, на развитие, на новые идеи наталкивает жюри, их вопросы.
2. Сегодня была проблема с техникой. Она почему-то не хотела сегодня слушаться. Но, слава богу, справились.
3. За меня болеют моя семья, мои коллеги, воспитанники и их семьи. «Что вам пожелать? - спросили детки на прощание. - Наверное, вам удача не помешает?» - «Конечно, не помешает».

Елена БОРН, учитель-дефектолог детского сада №81 «Лесная полянка» города Прокопьевска Кемеровской области:
1. В целом день удался. Я получила огромное удовольствие от своего выступления, а также от участия моих коллег. Все замечательные, мастер-классы отличные. Получили бурю эмоций, много интересного нового опыта и в свою педагогическую копилку отложили много идей.
2. Самое сложное - побороть свое волнение.
3. За меня в моем родном регионе болела большая команда тех, кто мне помогал, советовал, собирал в дорогу. И сейчас они со мной на связи все время. Я им передаю горячий привет. И самое главное - передаю привет своей любимой семье. Без них бы я с этой сложной задачей не справилась.

Кстати, интервью беру не только я. На конкурсе работают телевизионщики, и они постоянно подходят с камерой и микрофоном к участникам, ключевым людям конкурса. Конечно, поговорили они и с зампредседателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяной Куприяновой, когда она работала уже в другом жюри - Большом, третьего тура. Но об этом рассказ впереди.