Ставка на молодежь

- До 2029 года нам очень сложно решить проблему с молодыми учителями, - констатировала министр, уточнив, что и сейчас, и через 10 лет доля учителей до 29 лет в стране будет составлять всего 5,9%. Она также добавила, что одна из мер по привлечению молодых специалистов - законодательно разрешить студентам вести занятия у школьников: - Учащиеся вузов будут иметь возможность проявить себя, и самое главное, те наши педагоги, которые сейчас уже в зрелом возрасте, получат возможность стать наставниками.

- Мы сумели добиться заметных результатов в комплексном развитии сельских территорий, - отметил в своем выступлении губернатор Белгородской области Евгений Савченко. - Поэтому сельские школы у нас не только не пустуют, но и высоко востребованы. Две трети белгородских школ - сельские, в них обучаются почти треть школьников области и работают более 40% педагогов.

По словам губернатора, сегодня 83% сельских школ соответствуют современным требованиям. Свыше 90% из них подключены к высокоскоростному Интернету. Белгородская сельская школа интегрирована в единый культурно-образовательный комплекс, куда входят Дом культуры, библиотека, православный храм, ФОК, офис семейного врача. Школа стала площадкой раннего аграрного образования и профессионального самоопределения детей. В сотрудничестве с сельскохозяйственными предприятиями реализуется множество программ и проектов. Это работа ученических бригад на базе 40 сельских школ, профессиональное обучение, которым охвачены 94% старшеклассников, инновационная база детского технопарка. Как эффект проводимой проф­ориентационной работы - количество абитуриентов на аграрные направления в сельских профессиональных образовательных организациях увеличилось на 40%, в вузах - более чем на треть.

Актуально!

- Съезд - это очень важная инициатива, - сказала член Комитета Госдумы по аграрной политике Светлана Максимова. - Сельский учитель - самое главное звено, поскольку наша страна аграрная и без образования на селе ничего не получится. Все хотят уехать в город, поэтому нужно сделать все, чтобы люди захотели вернуться в село и закрепиться там. Программа «Земский доктор» себя хорошо показала. Надеюсь, «Земский учитель» будет столь же успешен.

По словам председателя Всероссийского педагогического собрания, организатора этого и всех предыдущих съездов учителей сельских школ Валентины Ивановой, об актуальности съезда говорит перечень панельных дискуссий и круглых столов: «Законодательные инициативы в сфере общего образования», «Критерии сохранения малокомплектных сельских школ: опыт субъектов Российской Федерации», «Обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами сельских школ, путь к возрождению села», «О мерах поддержки школ с низкими образовательными результатами и работающих в сложных социальных условиях», «Цифровизация сельской школы: пути реализации». Несколько площадок было посвящено программе «Земский учитель» и ее реализации.

- Из федерального бюджета выделены миллиарды на строительство сельских школ, - подчеркнула Иванова. - Но главным остается вопрос, кто будет там работать и как привлечь молодежь в села. Судьба школы неотрывно связана с судьбой села. И одно всегда влияет на другое. И очень хорошо, что здесь, в Белгородской области, нам довелось побывать в лучших образовательных организациях и увидеть, к чему надо стремиться, развивая провинцию.

Начальник Департамента образования Белгородской области Елена Тишина подтвердила тезис о том, что кадровый вопрос - один из самых главных.

- Мы у себя много лет решали эту проблему, в частности, с помощью конкурса для выпускников педвузов «Я - будущий педагог», - доложила она. - И за этот период у нас 59 человек, победителей конкурса, отработали 3 года и остались работать дальше. Но в этом году, к сожалению, возникли определенные трудности: выпускники предпочли не участвовать в конкурсе, а подождать, когда начнет действовать программа «Земский учитель», потому что это дает им шанс на компенсационную выплату в 1 миллион рублей. Но мы обязательно продолжим реализацию этой инициативы и будем искать новые меры поддержки молодых специалистов. У нас уже сейчас есть 30%-ная надбавка для молодых учителей в течение первого года, 25% сельских доплат, подъемные и так далее. Но именно «Земский учитель», мы уверены, сыграет решающую роль.

Нужны комплексные решения

Разумеется, на съезде присутствовали представители профсоюзных организаций разного уровня. И их мнение было особо ценным, поскольку к реализации всех обозначенных съездом инициатив профсоюз имеет самое непосредственное отношение.

- Мы стараемся принимать участие во всех мероприятиях, направленных на обсуждение и решение проблем образования, создание условий непрерывного профессионального роста педагогов, - рассказала заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова. - Программа «Земский учитель», безусловно, важна, но это не единственная тема, которую здесь обсуждали. Прозвучало много интересных предложений, докладов об уникальном региональном опыте, и это весьма ценно. Делегаты съезда - люди из села, педагоги-практики и действующие управленцы, им есть что сказать и чем поделиться.

Какие же конкретно проблемы были затронуты? В первую очередь это качество подготовки кадров и их методическое сопровождение в первые годы работы. На селе эта проблема наиболее обострена, поскольку здесь учителю зачастую надо быть универсалом, и без помощи со стороны опытных специалистов обойтись крайне сложно. Институты развития образования и повышения квалификации с этим не справляются. Да и довольно трудно совершить полноценную переподготовку за 250 часов в очно-заочном режиме, чтобы учитель без отрыва от своей основной работы получил еще какую-нибудь педагогическую специальность. В вузах нужны новые программы, новые подходы к обучению сельских учителей, которые ориентировали бы на получение самого широкого спектра навыков уже с первого курса. И здесь мы приходим к неизбежности увеличения сроков обучения, потому что никакие четырехлетние бакалавриаты не спасут положение, нужно вернуть специалитет. Безусловно, можно сохранить статус-кво, сделав упор на магистратуру, однако в этом случае надо увеличить количество бюджетных мест, а также шире использовать заочную магистратуру.

Другая проблема связана с возрождением методической службы. До сих пор мы наблюдали очень невнимательное отношение к ней в плане ресурсного и методического обеспечения, к подготовке и переподготовке методистов, выделению средств для того, чтобы они могли чаще ездить в школы и работать с учителями. Сегодня мы производим пересмотр нормативной базы, обеспечивающей всю эту деятельность. И выясняется, что она крайне слабо отрегулирована на местном уровне, чуть лучше - на региональном. А все упирается в статус и условия работы. Опять же, за счет чего можно будет обновлять и формировать кадровый состав методических служб? Если для этого придется взять из школ самых опытных педагогов, то получится тришкин кафтан, ибо возникнет ряд вакансий, причем уйдут наиболее сильные учителя. В общем, это достаточно серьезный блок проблем.

Безусловно, зарплата - то, о чем говорят постоянно и везде. Нагрузка у учителей сельских школ небольшая, ставки и оклады низкие, несмотря на всевозможные сельские надбавки, и это системная проблема. Молодежь в курсе всего этого и не спешит возвращаться даже в те села, откуда они уехали поступать в вуз.

Инфраструктура, качество жизни, свой дом - куда же без этого? Земского учителя надо гарантированно обеспечить жильем, и не стоит надеяться на пресловутый миллион, ибо он далеко не всегда способен решить весь ворох проблем. Тем более что дом может стоить гораздо больше, а программы льготного ипотечного кредитования сегодня почти не работают.

Привлечь специалистов можно лишь в том случае, если одновременно действовать сразу в нескольких направлениях, развивая село и улучшая условия жизни и труда. Нужна система, основанная на достижении гарантированных государственных стандартов, где бы ты ни находился, где бы ни трудился.

Профсоюз работает в этом направлении в рамках социального партнерства. Заключаются соглашения на всех уровнях власти, мы содействуем решению целого ряда вопросов. Это постоянный диалог. Чтобы решить проблему, нужно ее озвучить, вынести на обсуждение, расставить акценты и понять, от кого зависит ее решение. А затем уже включаются рычаги управления системой, подключаются те или иные механизмы.

Вопросы решаются самые разные - например, выделение земли под строительство учительских домов, выделение квартир для педагогов при школах, уменьшение ставки ипотечного кредитования, оплата первого взноса и так далее. Конечно, все это не просто, но таких примеров множество.

Отдельная тема - повышение оплаты труда. Для нас ориентиром является выполнение единых рекомендаций РТК по повышению гарантированной части ставок и окладов. Этот вопрос решается очень трудно, но сдвиги есть. Мы информируем депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, правительственных чиновников, рассказываем им о реальном положении дел с зарплатой работников образования. И нам удалось найти отклик у власти. Есть взаимопонимание с Минпросвещения России, сейчас обсуждаются предложения по реализации федерального проекта «Учитель будущего», одно из направлений которого - совершенствование системы оплаты труда, повышение зарплаты. Проходят заседания проектного комитета, где все эти вопросы очень серьезно и детально рассматриваются. То же самое касается и проблемы подготовки и переподготовки кадров. Так что мы постоянно мониторим ситуацию и никогда не оставляем эту работу.

Без федеральной программы не обойтись

- Нам очень интересно посмотреть, какие решения кадровой проблемы сельских школ будут предложены на региональном и федеральном уровнях, - говорит заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Евгений Романенков. - И в первую очередь это касается программы «Земский учитель». Мне понравилась, например, идея ранней профессиональной ориентации, потому что в связи с федеральным проектом «Учитель будущего» надо представлять, каким же он будет, этот учитель. Профсоюз полностью поддерживает мнение о том, что растить и развивать будущего педагога нужно со школы. Но нам для этого нужна отдельная федеральная программа, которая должна затрагивать не только школы, но и вузы, техникумы, систему дополнительного образования. Нужно вернуть педагогические классы, организовать педагогическую интернатуру, возродить наставничество, выстроить целостную систему взаимодействия школы с ссузами и вузами. Сюда же необходимо встроить региональные организации профсоюзов, ассоциации молодых педагогов, потенциальных работодателей. Кстати, летом этого года Минздрав подготовил свою федеральную программу ранней профориентации на медицинские профессии, в которой предусмотрено открытие медицинских классов в средних школах. Получается, они идут на шаг вперед и проработали свои действия до 2014 года! А мы опять отстаем…

А вообще, учителей для села нужно готовить совсем не так, как для города. Для малокомплектной школы нужны педагоги широкого профиля, способные закрывать сразу несколько специальностей. Но система высшего педагогического образования у нас на это совсем не рассчитана, она продолжает выпускать людей, которые по диплому способны вести 1-2 предмета, не более. Значит, тут тоже надо думать наперед.

Профсоюз - это мы

- Я член профсоюза с первого дня работы в школе, - признался учитель истории и обществознания нижнеомской школы №1, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 Александр Мамаев. - У нас больше половины учителей состоят в этой организации. Ее нередко обвиняют в том, что она якобы мало отстаивает интересы трудящихся. Но вот конкретно на этот съезд я смог попасть только благодаря профсоюзу, который оплатил мне проезд и проживание. У нас в регионе все активные учителя, которые участвуют в каких-либо конкурсах и ездят на мероприятия, получают от него помощь и поддержку.

Когда я слышу критику в адрес профсоюза, у меня всегда возникает вопрос: а о ком, собственно, речь? Ведь профсоюз - это мы, учителя! И если мы сами будем более активными, станем поднимать проблемы, затрагивать вопросы и озвучивать предложения, тогда и власти будут задумываться над этим, начнут помогать нам. А пассивная позиция по принципу «пусть кто-то за меня мои интересы отстоит» как раз и приводит к тому, что все друг на друга кивают и жалуются.

Здесь я нашел много нужной и интересной информации, в частности, о том, как работают сельские школы в других регионах страны. Не секрет, что сравнивать европейскую часть России с Кавказом, Сибирью и Дальним Востоком очень сложно, везде своя специфика. Тем не менее это очень полезно для создания единой картины и получения общего представления о том, как живут коллеги в других местах. Мне, например, понравилось, как в Белгородской области выстроена система взаимоотношений между аграриями и школой. Думаю, если бы у нас в области было нечто подобное, выиграли бы все.

Перекресток мнений

Безусловно, всегда интересно узнать мнение рядовых участников съезда по поводу тех или иных проблем, поднятых на форуме. Вот что рассказали нам делегаты из регионов.

Татьяна КИСЕЛЬ, учитель русского языка и литературы Старо-Турьянской средней школы, Троснянский район, Орловская область:

- Надо ли готовить кадры для села как-то по-особому, отдельно от кадров для города? Лично я против такого разграничения. Профессионал может и должен уметь работать везде, и в столице, и в деревне, тем более что мы постоянно говорим о едином образовательном пространстве, единых условиях для всех детей России. Образование педагога должно быть универсальным. Я сама начинала работать в сельской малокомплектной школе, а теперь тружусь в базовой. Конечно, везде своя специфика, но ее надо всего лишь учитывать, а не строить вокруг нее всю систему образования. И, как показывает мой личный опыт, нельзя человека с самого начала учить быть и физиком, и химиком, и математиком, и информатиком, и географом. Ничего хорошего из этого не выйдет. Надо дать ему одну, максимум две специальности, а остальное он пусть осваивает самостоятельно, по ходу дела, в зависимости от ситуации и необходимости. Просто надо ему потом в этом помочь.

Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы Плехановской школы, Грязинский район, Липецкая область, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019:

- У меня в школе вакансий нет, и за 7 лет, сколько я работаю, их не было. Причем нагрузки особой тоже нет, максимум полторы ставки. Но наше село недалеко от города, и к нам ездят многие педагоги оттуда, поскольку у нас зарплаты выше. Но «Земский учитель» все-таки для нас актуален, ведь если вакансия образуется, мы будем знать, откуда брать кадры. Ведь большинство педагогов у нас в возрасте, и не за горами день, когда они пойдут на пенсию. А от нас вряд ли кто-то решится уехать, в том числе и приняв участие в программе «Земский учитель». Мне, например, как молодому педагогу, сельская администрация выделила 15 соток под строительство дома. То есть специалистов стараются удержать. У нас есть профсоюзная организация, и мне как участнику федерального этапа конкурса «Учитель года» она помогла с проездом и проживанием. Такую поддержку получают все, кто участвует в профессиональных конкурсах, профсоюз никогда не отказывает.

Сергей МИНАЕВ, учитель изо и черчения, завуч Навлинской школы, Шаблыкинский район, Орловская область:

- Я приехал сюда, чтобы узнать рецепты, как заинтересовать молодых педагогов работой на селе, чем их привлечь и как помочь адаптироваться к новым условиям. Понравилась высказанная здесь идея, что специалистов, которые приходят в сельские школы из вуза, должны сопровождать не только наставники из числа учителей этой школы, но и университетские методисты. Думаю, программа «Земский учитель» при ее правильной организации и активном включении регионов может заметно повлиять на процесс. Без помощи и поддержки на местах ничего не получится. Но не надо забывать, что от учителя зависит далеко не все. Очень важно повышать статус учителя и села в СМИ, без этой помощи будет крайне сложно изменить настроение общества.

Татьяна КОБОЗЕВА, учитель информатики никифоровской школы №1, Тамбовская область, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017:

- Лично для меня программа «Земский учитель», пожалуй, не актуальна. По крайней мере сегодня. У меня нет проблем с жильем и зарплатой, за других коллег судить не берусь. У нас вакансий нет. С другой стороны, есть сотрудники пенсионного возраста, и если бы пришел молодой педагог, можно было бы их разгрузить. У нас работают участники программы «Учителя для России», но программа заканчивается, и мы не знаем, останутся они или уедут. А вообще, у нас много молодежи, и ей очень комфортно. Хотя бы потому, что в нашей школе хорошая атмосфера, дружный коллектив, отличное материальное оснащение и строгая дисциплина. Люди участвуют в самых разных программах и проектах, получают хорошее финансирование под эти программы, что отражается на их зарплатах. И у нас все понимают, что есть куда расти! Так что от нас тоже вряд ли кто решится уйти, даже ради земского миллиона.

Ольга ГОРБЕНКО, методист Управления образования Северо-Енисейского района, Красноярский край:

- У нас огромный по территории субъект РФ, а мы вообще находимся в труднодоступной местности, в 700 км от Красноярска, в период распутицы до нас можно добраться только по воздуху, а это очень дорого. Можно ли привлечь кого-нибудь в эти края, соблазнив его миллионом? Не знаю. Конечно, хорошо, что тем учителям, которые решили поехать на Дальний Восток, размер выплат будет увеличен, но нас это не касается. Поэтому мы делаем ставку на доморощенных специалистов, которые здесь жили, живут и не собираются никуда уезжать. Но люди уходят на пенсию, а новым, которые приезжают, надо предоставить жилье, развлечения, а с этим здесь сложно. К тому же в ряде малокомплектных школ края учителя преподают по три и более предметов, а разве где-то этому специально учат? Плюс ко всему у нас есть старообрядческие школы, туда зовут только «своих», а найти их тоже не так-то просто. Хорошо еще, что остались северные надбавки, да и регион как-то пытается доплатить своим педагогам. А так, конечно, самая главная проблема - жилье. Если бы людям, которые едут работать в села, давали дом или квартиру, уверена, это стало бы очень хорошим стимулом.

Эльза МАЦАКОВА, начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Республики Калмыкия:

- Кадровый вопрос у нас стоит так же остро, как и в большинстве других республик, поэтому мы очень надеемся на программу «Земский учитель». Некоторые считают, что если большинство школ у нас сельские, то люди предпочитают никуда не уезжать и там оставаться. Нет, к сожалению, отток населения, особенно молодежи, из сел в города и другие регионы наблюдается и у нас, никакие традиции не спасают. И профориентационную работу здесь проводить ничуть не легче, чем где-нибудь еще. Выпускники хотят жить в цивилизованных условиях, стремятся освоить современные профессии, реализовать себя в новых специальностях. Конечно, если бы все это им предложили у нас, на местах, число желающих уехать значительно бы сократилось. А так - одна надежда на земский миллион.