Двойной стандарт
Конечно, при словах «британские ученые» многие улыбнутся. Почему-то считается, что исследования ученых Британии относятся к разряду несерьезных. Хотя дело просто-напросто в том, что на научные исследования в этой стране выделяются большие средства, вот ученые и ищут все новые и новые темы для получения грантов. Но это совсем не значит, что все их исследования и яйца выеденного не стоят.
Взять хотя бы это исследование относительно школьных экзаменов. На самом деле оно весьма актуально, так как споры об эффективности системы образования ведутся постоянно и в разных странах мира.
В большинстве развитых государств действует тестовая система, то есть знания оцениваются путем тестирования, зачетов и экзаменов, как в колледжах или вузах. Но в средних профессиональных и высших учебных заведениях ниже степень контроля над дисциплиной учащихся и студентов. Занятия там чаще проводятся в виде лекций, семинаров, практикумов, а в школах дети обязаны ежедневно ходить на уроки. На уроках учитель объясняет материал и сам проверяет, как дети его усвоили: проводит опрос, контролирует, как ученики выполнили домашнее задание, задает в классе письменные работы и т. п. При этом по завершении определенного этапа обучения школьников обязательно экзаменуют.
Так, в той же Великобритании учителя обязаны давать оценки знаниям своих учеников до 14 лет, и на протяжении всего периода обучения в школе учащиеся сдают стандартные экзамены, обычно это происходит в возрасте 7, 11, 16 и 18 лет. У нас в России сами знаете как. Ни для кого не секрет, что старшеклассников не столько обучают предметам, сколько натаскивают к экзаменам. А сколько нервных срывов произошло из-за слишком интенсивной подготовки к экзаменам или неудачно сданных ГИА и ЕГЭ!

А если отменить?
Нельзя поспорить с тем, что любой экзамен или тест - это колоссальный стресс для ученика. Помимо того что он отрицательно сказывается на физическом и психическом состоянии ребенка или подростка, из-за стресса результаты могут оказаться хуже, чем ожидалось. Ведь некоторые дети просто теряются в ситуации экзамена, забывают заученный материал, не могут сконцентрироваться на задаче… А может получиться так, что результат экзамена вообще окажется случайным в зависимости от того, какие вопросы попались… И наличие шпаргалок и подсказок, несмотря на все строгости, нельзя списывать со счетов.
В конце концов дети должны учиться ради получения знаний, а не экзаменационных результатов. Недаром часто учащиеся рассказывают, что после сдачи теста или экзамена весь материал тут же вылетел из головы. А еще говорят, что в вузе надо выбросить из головы все, чему тебя учили в школе… Какой же тогда смысл в школьном тестировании?
А что, если… просто отменить экзамены? Это предложение исследователей не так уж фантастично и утопично, как может показаться на первый взгляд.

Критерий объективности
Группа экспертов выяснила, что оценки, которые ставили учащимся сами учителя, чаще всего совпадали с полученными на экзаменах. По крайней мере, это касалось английского языка (который для британцев, понятное дело, является родным), математики и естественно-научных дисциплин. В исследовании приняли участие школьники в возрасте от 7 до 14 лет. Более того, в 90% случаев педагоги могли заранее спрогнозировать, какую оценку тот или иной ученик получит на экзамене.
Нам кажется, что итоги экзаменов выглядят вполне объективными. Однако, как уже говорилось выше, на них может влиять множество факторов, в том числе факторы стресса и случайности. Но что может оказаться объективнее оценки учителя, который наблюдал ребенка в течение длительного периода времени, давал ему знания и самостоятельно оценивал их? В большинстве случаев преподаватель может уверенно ответить, на какой балл ученик знает его предмет.
Ранее та же команда специалистов провела ряд исследований, посвященных тому, как оценки и результаты экзаменов влияют на образовательные успехи школьников. В последний раз для чистоты эксперимента были взяты данные исследования раннего развития близнецов (TEDS) по более чем 5000 парам. Их сравнили с оценками учителей и результатами экзаменов, хранящимися в Национальной базе данных учащихся.
Одна из руководителей исследовательской группы, доктор Маргарита Маланчини из Института психиатрии, психологии и нейронауки в Королевском колледже Лондона, считает: «Хотя тестирование может стимулировать как учеников, так и учителей сосредоточить свои усилия, серьезные экзамены могут сместить образовательный опыт от обучения к экзамену. По этим причинам мы предлагаем полагаться на оценки учителей для мониторинга успеваемости, а не на экзаменационные баллы, особенно в ранние школьные годы».

Требуются дебаты!
Конечно, тут содержится масса подводных камней. А что, если у ученика по каким-то причинам не сложились отношения с учителем, тот относится к нему предвзято и намеренно занижает оценки? Или, напротив, учитель симпатизирует ученику с явно недостаточными знаниями и натягивает ему баллы?
По мнению Маланчини, результаты исследования должны послужить основой для дебатов об отмене системы тестирования, по крайней мере, в начальной и средней школе. «Доверие учителей к выполнению учебной программы и контролю за успехами может способствовать благополучию учеников и учителей и поможет вернуть положительную атмосферу в класс», - полагает она.