Другой вариант - однобокое понимание книги. «Капитанская дочка» - только о любви. «Собачье сердце» - произведение о жестоком обращении с животными. Учителю, с одной стороны, страшно, с другой - волнительно, ведь именно в его руках возможность раскрыть истинную сущность литературного произведения или… оставить его нераскрытым навсегда.
Как быть? Однозначно, поворачивать книги к жизни подростков, при этом не опуская планку, не сводя серьезные вещи к комиксам и «развлекухе». Как? Думается, в первую очередь разбить вдребезги стереотип, что литература - это только школьный учебник. Не дать запереть это многообразие, эту широкую, как Вселенная, жизнь в корешок и две сотни сшитых страниц. Во-вторых, литература - это не только кабинет, каким бы уютным он ни был. Более того, литература - это не только фигура учителя.
Один из способов выйти за рамки урока - литературные путешествия. Это могут быть самые разные варианты: экскурсия, квест-игра, поход. А может быть настоящее погружение в литературное произведение с возможностью прожить сюжет в реальном времени. Именно так мы два года назад окунулись в атмосферу «Кладовой солнца» М.М.Пришвина. В мае 2017 года мы побывали в селе Усолье (ныне - Купанское) Переславского района, где когда-то писатель познакомился с Золотой курочкой и Мужичком-в-мешочке. Мы увидели и лично пообщались с Софьей Павловной Корягиной - прототипом той самой Настеньки. От нее ребята узнали, что в «Кладовой солнца» правда, а что - художественный вымысел. Увидели фотографии, сделанные Пришвиным. А потом отправились в поход на Блудово болото, дошли до того самого места, где уже начинается топь, где растет клюква, еще чуть-чуть - и будет Слепая Елань. А может, где-то рядом уже притаился волк Серый Помещик? Что ни говорите, а такой урок точно запомнится навсегда.
Очень многого стоят уроки литературы, проведенные в некрасовских местах, которыми богата наша ярославская земля. Вот и читаем мы стихотворения Н.А.Некрасова в тех же залах, где когда-то творил сам поэт. Вот мы сидим на любимой скамейке поэта. Трогаем кору двухсотлетней липы, которая помнит Некрасова. Приобщаемся к личности писателя, используя все органы чувств - осязание, обоняние, слух, зрение.
Конечно, количество литературных музеев в любом регионе ограниченно. Но кто говорит, что экспозиции должны быть чисто литературные? Если мы ставим задачу расширить кругозор, то на пользу пойдет любая музейная экспозиция, ставящая целью не только развлечение, но в первую очередь познавательный процесс.
Итак, первая четверть в пятом классе. По литературе тема «Сказки: волшебные. О животных. Бытовые». Изучаем «Кашу из топора». Стать участниками этой сказки теперь не представляется большой трудностью. Мы едем в поселок Петровское (в народе - город Петровск!), в частный музей «Славные топоры», где нас встречают гостеприимные хозяева - семья Топорковых. У входа в музей печка и большой горшок. И дальше все происходит, как в сказке: ребята готовят кашу из топора. Сами подсказывают нужные ингредиенты и кладут их в варево. Вот наконец появляется главный ингредиент каши - топор. Правда, в нашем случае он ненастоящий - съедобный, сделанный из соленого теста.
Пока каша варится, мы идем на экскурсию в уникальный музей, где представлена коллекция топоров, в том числе есть и абсолютно экзотические - топор-ружье, топор - курительная трубка. Топоры разного вида, разной формы и совершенно удивительного назначения. Тем временем каша готова. Звучат русские народные песни. А где же съедобный топор? Растворился. На столе два самовара, расписанные в технике гжели и хохломы. Чаепитие проходит в духе старинных теремных традиций. И как после этого дома не прочесть народные сказки?
В другом зале не менее интересный музей - Ежа Петровича. Тут не обошлось без легенды. Невесело пришлось ежам, когда начали в здешних краях строить дома. Из огородов прогоняют, лужайки все в улицы мощеные превратили. А в ту пору Екатерина Великая через эти края ехала, да сломалось колесо у ее телеги. Тут-то и вышли ежи ей навстречу и стали на судьбу горькую жаловаться. Сжалилась над ними императрица и пожаловала им целую березовую рощу - совершенно реальную достопримечательность Петровского, и по сей день зовущу­юся Ежихой или Ежовкой. И опять же в 6‑м классе по теме «Фольклор» обязательно будет знакомство с жанром народной легенды.
В музее около трех тысяч колючих созданий всех мастей из самых неожиданных материалов. Ежи из янтаря, из макарон. Есть ежи-матрешки, цыгане и даже ежик - персонаж из «Смешариков». А вот книжная полка - литература о ежах. Теперь кто-то обязательно возьмет эти книжки в библиотеке, откроет для себя новых авторов. Ну а кто-то уже задумался над темой индивидуального проекта по «ежиной» теме в литературе. А наш Сережа Козлов особенно горд: он открыл для себя писателя-тезку и его книгу «Ежик в тумане».
Из музея каждый увозит сувенир, сделанный своими руками, - Ежа Петровича из соленого теста. На обратном пути викторина, закрепляющая знания. А вечером после такой поездки пятиклассников ждет отнюдь не отдых. Учитель их озадачил не на шутку.
Кто сказал, что домашние задания можно выполнять только в тетради? Пожалуй, после столь необычного урока должно быть необычное домашнее задание. Сегодняшний отзыв - или репортаж, или рассказ, кто как пожелает, - нужно опубликовать на своей странице ВКонтакте, активными пользователями которой все являются уже давно.
Почему бы и нет? Сколько раз, просматривая «стены» школьников, видишь не только бессодержательные, но и безграмотные отзывы. Порой даже хорошисты и отличники в интернет-постах допускают большое количество ошибок (и это отнюдь не специальные словечки вроде «сябки» или «жыза», а именно ошибки). Должен ли учитель-словесник обращать внимание на грамотность в Сети? Безусловно, да, ведь это сейчас неотъемлемая сфера жизни человека. Может ли учитель посредством домашних заданий облагораживать эту сферу жизни детей? Конечно же!
Вечером «стены» пятиклассников запестрили постами - конструктивными, интересными и почти всегда грамотными. Паша Сечин в своем посте обратил внимание на то, какой красивый дом-терем, где живет Еж Петрович. Вика Арюхова осталась в восторге от общения с живыми африканскими ежами. Даниил Максаев в своем посте рассказывает легенду про Екатерину Великую, а в качестве «аватарки» выставляет забавного плюшевого ежа из музея. Тая Шошина в своем посте рассказывает легенды и предания, которые услышала по пути от нашего замечательного экскурсовода Анжелики Викторовны Вевель, учителя истории и знаменитого краеведа ярославской земли. Почти все прикрепили к постам фотографии, кто-то - песни в тему, а Даша Молькова вставила опрос «Бывали ли вы в этом музее?». Каждый получил за свой пост заслуженную оценку. По сути, этим заданием мы поймали трех зайцев: научились создавать связный текст, интерпретировать увиденное и услышанное, облагородили пространство социальных сетей. И конечно, расширили свои кругозор и мотивацию.
Безусловно, такие уроки не могут быть частыми и не должны. Как, впрочем, и такие домашние задания. Но они встряхивают ученическое бытие, поднимают его над повседневностью, и это здорово. Один такой урок может стоить десятка уроков, проведенных в кабинете за партами, какими бы интересными те уроки ни были. И еще один очень важный момент: такие уроки делают детей счастливыми. А разве - если посмотреть чуть шире, чем образовательные стандарты и программы, - не для этого работаем мы, учителя?

От первого лица

Даша КОЗИЦЫНА, 5‑й «А» класс:
- Сегодня я со своим классом ездила в два музея: музей Ежа Петровича и музей Топорковых. Там нам рассказали, что в музее более 3000 тысяч ежей. Когда мы услышали это, то удивились! В музее Топорковых нам показывали топоры, каких они бывают видов. А в музее Ежа Петровича нам рассказали историю о том, что, когда в Петровск ехала Екатерина II, ее встретили ежи. И теперь в Петровске стоит березовая роща, где обитают ежики. Еще нам показали ежей, сделанных из разных материалов. У нас проходил мастер-класс по изготовлению ежей из теста, которые потом засохнут и мы их раскрасим. Самое первое, что мы делали в музее, - готовили гречневую кашу и потом сами же ее кушали. А самым интересным было то, что нам сказали, что в этом музее жили настоящие ежи, там были альбиносы и обычные ежики. Имена некоторых ежей нам сказали: Ежиха-мама, ее ежата - Коржик, Карамелька и Компот. По дороге в музей и обратно наш экскурсовод Анжелика Викторовна рассказывала нам легенды и истории о Петровске. Мне очень понравилась эта поездка, буду рада приезжать сюда еще много раз!

Виктория АРЮХОВА, 5‑й «А» класс:
- Сегодня мы дружным классом ездили в музей Ежа Петровича. Нам там рассказывали про ежей, показывали разных ежей. Там было около 3000 ежей! Столько ежей в одном помещении! В этом музее был мастер-класс, мы делали ежей из теста. Был еще один музей. Там мы делали кашу, но она была необычная. Мы туда добавили морковку, лук, мясо и даже съедобный топор! Не видела никогда такой каши! После мы пошли смотреть топоры. Там были разные - для мяса, топоры, которые стреляют, топоры, которыми деревья рубят. Мне очень понравилось, было интересно и весело! Буду не против поехать туда еще раз!

Таисия ШОШИНА, 5‑й «А» класс:
- Сегодня мы с классом ездили в два музея в поселке Петровском. По дороге нам рассказывали интересные легенды и истории! Я запомнила, что река Шопша произошла от слова «шептать», так как там жили разбойники, и когда люди проходили в тех местах, то они говорили шепотом. Сначала мы приехали в резиденцию Ежа Петровича, а затем начали варить кашу из топора, которую потом съели. Там даже был топор из теста! У входа в музей нас встретили хлебом-солью, и мы прошли внутрь. Сначала нам показывали разные топоры и рассказывали, для чего они нужны. Там были острые, тупые, большие, маленькие и даже из компьютерных игр! А потом нас угостили кашей, которую мы делали сами! Она получилась вкусной.

​Алексей БУТУСОВ, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, Ярославская область