Самый первый шаг, который нелегко дается любому учителю, будь то умудренный опытом стажист или талантливый молодой специалист, - внутренняя мотивация на участие в конкурсе. Человек так устроен, что никогда не скажет об истинном мотиве, но обязательно приведет веские доводы как для отказа, так и для согласия. Важно не торопить педагога, дать ему подумать или же просто привести примеры, в которых яснее прочих обозначился бы один аргумент: конкурс «Учитель года» любого уровня - это прежде всего школа, которую невозможно пройти иным способом, кроме участия.

Все разговоры о горизонтальном либо вертикальном карьерном росте часто вызывают лишь усмешки и отговорки учителей. В самом деле, не всем же быть руководителями и методистами, да и не каждый учитель мечтает о непосредственном повышении до должности зама или директора в собственной или какой-либо другой школе. Но возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону - достаточно веский аргумент.

Будучи директором, я мечтаю о том, чтобы все учителя прошли через конкурсные испытания, это был бы идеальный способ творения нового учителя и в конце концов совершенно другой школы, в которой каждый просто не мог бы работать по-старому, добиваясь знания своего предмета всеми доступными способами. Именно такое изменение мышления мы наблюдаем у учителей - участников конкурса. Пройдя через «Учителя года», причем независимо от полученных результатов, педагоги начинают по-другому относиться к своему делу, и это дорогого стоит.

Когда решение об участии принято, встают другие вопросы: как показать все самое ценное и стоящее, что день за днем годами копилось в педагогической практике, в непродолжительном по времени испытании, да еще сделать это так, чтобы жюри оценило как можно выше? Здесь есть действенный рецепт. Мы предлагаем участнику вспомнить увлечение, хобби или страсть, которая есть в его жизни и на первый взгляд не имеет отношения к работе. Логика простая: любимые дела идут легко и непринужденно, при этом результаты чаще всего бывают положительными и оставляют в душе приятные воспоминания. Так и работа в школе, рассмотренная под призмой любимого дела, становится совсем другой - желанной и пьянящей от предвкушения.

Когда стратегия в общих чертах готова, необходимо разработать компоненты ее реализации.

Конкурс и правила его проведения с годами видоизменяются в русле развития образовательных трендов. Здесь нужно сделать некоторое отступление и поразмышлять о сути этих трендов, а вместе с ними и о феномене быстрых решений в нашей педагогической практике. Именно феномене, поскольку иным словом трудно назвать перемены, происходящие в школьном образовании с огромной скоростью и огромными же трудностями, невзирая на результаты, которые они несут. Лично мне кажется, что любое глобальное изменение, требующее от школы каких-либо затрат - интеллектуальных, материальных или имиджевых, - не приносящее видимой пользы, является лишним. Все, как в курсе школьной физики: любые затраты энергии, которых ранее не было, приносят выгоду лишь в случае достижения качественных прогнозируемых результатов, в противном случае они наносят неоправданный ущерб. В сфере образования качественные результаты отследить достаточно сложно, этот процесс требует времени и определенной объективности в оценках. Но с объективностью как раз все не очень просто: то, какой цели служит тот или иной маневр в трендах образования, понять иногда просто невозможно.

Иное дело конкурсные испытания - это как раз тот полигон, где можно обкатывать новое: нащупывать новые смыслы, ставить новые цели и проводить опыты. Скажем, при проведении испытаний очно-заочного тура культивируются две достаточно важные вещи: учитель должен уметь связно описать свои ощущения от мира и видение профессии на бумаге и отразить эти мысли в электронных сетевых ресурсах на бескрайних полях Интернета.

Написание эссе в самом что ни на есть «сермяжном и домотканом» виде целиком ложится на плечи конкурсантов. Есть разные подходы к подготовке: кто-то банально заучивает наизусть созданный литераторами «шедевр», кто-то запоминает план и основную канву собственного произведения… Самая главная установка, которой мы четко придерживаемся: текст должен быть на сто процентов авторским и не содержать набивших оскомину клише. Методика достижения положительного результата также проста: участнику еще до начала конкурсных испытаний рекомендуется самостоятельно написать несколько эссе с обязательным дальнейшим обсуждением в группе из двух-трех тьюторов. Важно в таких обсуждениях говорить будущему конкурсанту всю правду, но не переводить замечания в личностную плоскость. В таких дискуссиях и обсуждениях часто вспыхивает мысль, которую американцы называют «идея на миллион». Дальнейшее осмысливание, формулирование и редактирование текста производятся самим автором: не «прожив» этот текст, он не сможет написать стоящее эссе под прессингом времени, места и собственных амбиций.

Что же касается очных испытаний конкурса, то они в этом году в очередной раз изменились. Дать развернутую оценку новому формату пока очень сложно, поскольку один конкурс не может быть в этом смысле показательным. Но главное действо - урок - осталось, хоть и в видоизмененном абрисе. Основной вопрос, который конкурсанты задают с неумолимым постоянством: следует ли применять «заготовку» или же ожидать конкретную тему, надеясь на озарение в решающий день? Пожалуй, домашнюю заготовку делать нужно, и готовить ее следует основательно. Это, конечно, не значит, что конкурсный урок должен повторяться из буквы в букву в сравнении с подготовленным дома, но иметь мощный каркас урока конкурсанту просто необходимо, без него положительный результат почти невозможен.

В психологическом плане участникам часто мешают волнение и общая неуверенность в себе, но и здесь есть простое и доступное «лекарство»: нужно организовать еще до конкурса 5‑8 открытых уроков и довести психологическое состояние участника до тихого спокойствия. Результатом проведенных репетиций будут полный контроль над ситуацией и холодная голова при проведении решающего урока.

Методический семинар из регламента удален, но те пятнадцать минут, которые даются участнику до начала урока, фактически повторяют это задание. На помощь опять приходит внутренний отсыл к любимым занятиям. Даже если не использовать аналогию напрямую, позитивный настрой в момент изложения своих педагогических приемов все равно отразится на форме повествования.

Еще мне кажется важным обратить особое внимание на лексику и стиль изложения. Если проанализировать видео, выложенные на официальном сайте конкурса, то выявится следующее: бесконечное упоминание «универсальных учебных действий», «метапредметности» и иже с ними вызывает у членов жюри невыносимую тоску. Поэтому не стоит слишком заостряться на «ведущих трендах образования». Обо всех тонкостях современной педагогической мысли конкурсант должен знать, но не стоит знание теории беспрерывно демонстрировать в речи. Гораздо эффектнее демонстрация на практике.

Но если говорить честно, то участник оценивается членами жюри в психологическом плане уже в первые три минуты общения, и будь его эссе гениальным, интернет-ресурс идеальным, пояснения перед уроком блестящими, а сам урок бесконечно грамотным, первое впечатление все равно будет играть далеко не последнюю роль. Почему так происходит? Все просто. Мы работаем в системе «человек - человек», и как бы ни усиливались прозрачность и объективность оценки, какие бы ни разрабатывались критерии, как бы ни ужесточались технические средства контроля, устранить человеческий фактор, заключающийся в том, что мы живые люди и по природе своей не можем избавиться от субъективности, не получится. И, на мой взгляд, это прекрасно, хотя бы потому, что конкурс «Учитель года» выделяет неординарного человека, глубину его личности и космос его души. Поэтому непростой вопрос, как помочь участнику перед конкурсными испытаниями, имеет простой ответ: нужно помочь ему быть собой, то есть поверить в себя, увидеть свои сильные стороны и продемонстрировать их наилучшим образом.

От редакции
24 ноября у Дмитрия Анатольевича юбилей. Поздравляем нашего уважаемого автора с 50‑летием, желаем вдохновения, новых побед и свершений!

Об авторе
Дмитрий СКУРИХИН, директор Центра образования имени Алексея Некрасова Кирово-Чепецка, член жюри I очного тура финала Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, Кировская область