Важным событием образовательной сферы стала Всероссийская встреча главы Рособрнадзора Сергея Кравцова с родителями. Ее модератором выступила телеведущая Аврора, вопросы, поступавшие от родителей в зале и по видео-конференц-связи из разных регионов, помогали задавать актриса Нелли Уварова и Максим Коновалов, известный, в частности, по роли Лехи «Киллы» в фильме «Бумер».
Ответы Сергея Сергеевича Кравцова на все самые актуальные вопросы по ЕГЭ и ОГЭ, а еще наделавший немало шума прогноз на полную отмену экзаменов в школах в материале «Принцип обратной связи, или Спрашивали? Отвечаем!».
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», писал классик. А еще мечтали, что когда-нибудь отменят экзамены. Допущение, высказанное главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым, словно бы соль на раны нынешним старшеклассникам и их родителям.
В счастливом обществе будущего экзаменов нет - ни школьных, ни жизненных. Каждого ценят и любят таким, какой он есть, со всеми его уникальными способностями и талантами. Или даже совсем без них. Но все-таки это идеализированная картина, и выпускников многих экспериментальных школ по всему миру, увы, ждет разочарование от попадания во внешнюю среду.
Тему экзаменов и тестов продолжает и Ирина Шлионская. В ее заметке «Дебаты об отмене экзаменов» отсылка к недавнему исследованию британских ученых, пришедших к выводу о том, что результаты едва ли не любого тестирования совпадают с оценками педагога, который преподает предмет. Ставится под сомнение и кажущаяся объективность этих результатов: согласитесь, что на них в немалой степени влияет то, что не имеет прямого отношения к знанию предмета.
Вообще говоря, тема экзаменов в этот раз едва ли не сквозная. Так, например, от нее отталкивается в своем материале «Учитель и эффект Люцифера» и педагог-психолог из Красноярска Кирилл Карпенко. Люцифер, напомню, - ангел, ставший дьяволом, падший ангел. А эффект Люцифера - это когда обычные люди начинают творить всякое зло, не чувствуя себя ответственными за жестокость.
На примерах важнейших экспериментов в социальной психологии - эксперимента Милгрэма и Стэнфордского тюремного эксперимента - Карпенко препарирует конфликтные ситуации в современной школе. «Не поймите меня неправильно, - пишет он. - Я сторонник высоких требований к детям и жесткого пресечения девиантного поведения. Но любые запреты и требования должны иметь под собой железобетонное обоснование. Не стоит путать высокую требовательность с бессмысленной жестокостью».
Похоже, что от экзаменов нам пока никуда не деться. На мой личный взгляд, проблема скорее в родителях, нередко нагнетающих страсти вокруг результатов своих отпрысков. Создается нервозная атмосфера, которая отрицательно сказывается на состоянии детей. Слабая школа также реагирует на этот запрос, нередко подменяя образовательный процесс натаскиванием на сдачу экзаменов.
Убежден, что любой экзамен, в какой бы форме он ни проводился, - это не дамоклов меч, а стимул и мотивация к развитию. Увы, не каждый способен на самоорганизацию без внешнего запроса с четко определенным дедлайном.

Арслан ХАСАВОВ, главный редактор «Учительской газеты»