На эксперимент молодого педагога вдохновила его мама - учитель начальных классов с 40‑летним стажем.
- Все детство я наблюдал за тем, как много времени она тратит на бумажную работу, - рассказывает Наиль. - Окончив в 2010 году институт, который теперь переименован в Набережночелнинский государственный педагогический университет, сам пришел работать в школу. И хотя с отчетами я справлялся раза в два быстрее мамы, все же на своем опыте убедился, что зачастую это бессмысленная работа, ведь 60 процентов запрашиваемых документов дублируются!
Так учитель географии и технологии школы №8 города Набережных Челнов решил, что настало время перемен. Для начала провел исследование. Статистика, которую он вывел, потрясает: учитель в среднем пишет 48 отчетов в год, на которые у него уходит 18 часов в месяц, или 45 минут в день!
- К тому же всю информацию учителя хранят на флешках или в электронной почте, а это «мертвые» данные, их нельзя анализировать и выгружать в автоматическом режиме, - поясняет Наиль Шарафиев.
Как только необходимая информация была собрана, молодой педагог придумал проект «Куратор ПЛЮС», призванный помочь ему и его коллегам меньше отвлекаться от учебного процесса. Идея проста - учитель вбивает данные лишь однажды, а все отчеты формируются автоматически благодаря облачной технологии хранения информации.
Однако чтобы воплотить задумку в жизнь, одного энтузиазма было недостаточно, требовалось финансирование. За помощью педагог отправился в городской ИT-парк и в 2016 году стал резидентом бизнес-инкубатора. Вскоре он получил первые 50 тысяч рублей - выиграл конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Инновации в образовании». Специалисты помогли написать техническое задание.
- Проект обходится в круглую сумму - более трех миллионов рублей, - рассказывает Наиль. - Пока удается реализовывать его за счет грантов. В 2017 году система «Куратор ПЛЮС» участвовала в программе Инвестиционно-венчурного фонда РТ «Идея-1000» и победила в номинации «Старт-1». С апреля этого года финансирование идет за счет федерального Фонда содействия инновациям.
Впрочем, автор проекта уверяет, что для учителей система будет бесплатной.
- Для меня главное, чтобы проблема была эффективно решена, - говорит он. - Я знаю, что все педагогическое сообщество много лет пытается сдвинуть этот вопрос с мертвой точки, в том числе Общероссийский Профсоюз образования. Когда я был в составе Совета молодых педагогов Татарстана, созданного при республиканском комитете профсоюза, мы тоже часто обсуждали проблему избыточной отчетности учителей. Именно тогда я взглянул на этот вопрос шире, пообщался с молодыми педагогами из других городов республики. Выяснил, что дело не только во времени и дублировании отчетов, но и в том, что даже в пределах одной республики нет единых стандартов.
Проект Наиля Шарафиева поддерживают и власти республики. Два года назад идею по решению проблемы загруженности учителей отчетами представили президенту Татарстана Рустаму Минниханову. В августе этого года на международном фестивале школьных учителей в Елабуге систему «Куратор ПЛЮС» презентовали государственному советнику республики Минтимеру Шаймиеву. Минтимер Шарипович согласился, что сегодня отчетов в школе слишком много. Госсоветнику Татарстана понравилось, что проект создан учителем для учителей.
Особенно в системе педагога-новатора заинтересованы чиновники от образования в Набережных Челнах. Управление образования и по делам молодежи города помогает запустить тестирование в школах. Если эксперимент окажется удачным, доступ к системе «Куратор ПЛЮС» получат педагоги из других городов республики.
По словам Наиля, желающие испробовать систему есть и в соседних регионах.
- Нам уже поступили заявки из Нижнего Новгорода, других городов страны. Универсальность системы в том, что учитель может пользоваться ею и в индивидуальном порядке, не дожидаясь внедрения в образовательной организации, - объясняет разработчик.
Нужно отметить, сервис решит не только проблему бюрократической загруженности в системе образования, но и поможет учителю проанализировать свою работу. Например, система выводит статистику посещаемости учеников, рейтинг по оценкам и так далее.
В будущем подключат функцию «Куратор». Суть в том, что у учителя появится помощник, созданный на базе искусственного интеллекта. Он возьмет на себя половину функций педагога в образовательном процессе. Во время урока такому ассистенту можно будет поручить, например, опрос сильных учеников, пока педагог занимается с отстающими по предмету детьми. Что-то похожее пробуют создать в Японии и США, но в России пока нет.
Новой системе школьного документо­оборота Наиль Шарафиев посвятил четыре года. Ему пришлось даже уйти из школы, так как проект занимает очень много времени. Однако педагог планирует вернуться к своим любимым ученикам в ближайшее время, ведь главное его призвание - учить детей.

Татарстан

Прим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».