День первый
В РГПУ им. А.И.Герцена собрались участники - 42 учителя начальных классов из 23 регионов страны (41 дама и один педагог-мужчина), приехало жюри. Первое важное мероприятие - установочный семинар. Полезные советы дают Елена Масленникова, консультант Общероссийского Профсоюза образования, Ольга Ключко, председатель жюри, профессор Московского городского педагогического университета. Эксперт Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин обращается к педагогам: «Первая установка - на добро. Давайте на нашей олимпиаде творить добрые дела, с добрым отношением к рядом стоящему, с добрым видением того, что вас ожидает. Не надо говорить заученные тексты. Говорите спокойно, говорите своим языком. Мне очень хочется, чтобы вы не расстраивались, не глотали успокоительные таблетки. Все должно быть красиво, от души. В красивом городе на красивом конкурсе вы самые красивые».
Прогулка на пароходике вдоль прекрасных набережных завершает день и действительно снимает весь страх и напряжение.

День второй
Начинается он с волшебных песен в исполнении хора молодых педагогов Ленинградской области под руководством композитора и певицы Натальи Рочевой. Наталья - автор слов и музыки песен «Ангелы судьбы» и «Я - учитель» - говорит только одну фразу, но проникает она в самое сердце: «Вы - ангелы-хранители мечты ребенка, а значит, его судьбы».
Елена Елшина, секретарь - завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования, председатель счетной комиссии, говорит: «Пусть наша олимпиада еще мало раскручена, но ее ждет большой успех, и каждый достоин аплодисментов».
Свое пожелание педагогам произносит автор идеи олимпиады, секретарь аппарата Общероссийского Профсоюза образования по экономическим вопросам Владимир Лившиц: «Мы узнаем много интересного от вас, будем любоваться мастерством, которое вы будете демонстрировать. Я вам всем желаю победы!».
Не отрываясь от созерцания великолепных интерьеров легендарного педагогического вуза, участники олимпиады, сопровождающие и жюри слушают проректора по воспитательной работе РГПУ имени А.И.Герцена Сергея Махова: «В этом году мы отметили 222‑летие со дня основания университета. За эти годы менялось название университета, не менялось его предназначение - воспитание, образование молодого поколения. Мне очень приятно, что нашему университету выпала честь принимать олимпиаду «Мой первый учитель». Уверен, что здесь собрались люди целеустремленные, дисциплинированные, способные решать задачи на самом высоком уровне, добиваться достижения цели». Проректор по учебной работе РГПУ им. А.И.Герцена Александра Гогоберидзе уверена: «Самая сложная работа - у первого учителя. Вы даете путевку в жизнь растущему человеку. От вас зависит любовь ребенка к миру, его стремление быть образованным. Помните, что вы все уже лучшие».
А лидер первой олимпиады преподавателей начальной школы Наталья Колганова поделилась с коллегами цитатой: «Людмила Марковна Гурченко когда-то сказала: «Если вам не нравится, как я выгляжу, значит, у вас нет вкуса». Пусть сегодня всем понравится, как вы выглядите».
Короткий перерыв - и начинается 3‑й тур олимпиады, в отличие от предыдущих очный. Участники расходятся по трем залам. В Мариинском промежуточные или итоговые результаты своих проектов, предложенных в 1‑м туре, представляют участники номинации «Предметная образовательная деятельность», в Павловском - номинации «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер», в Белом - «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся».
Перенесемся на минуту в Белый зал, где к белому роялю перед жюри и участниками выходит учитель начальных классов Елена Кузнецова: «Я представляю город Орел, лицей №4. Моя тема - «Психолого-педагогическая поддержка младших школьников с ОВЗ». Почему именно эта тема? Она возникла 4 года назад, когда в моем классе появилась слепая ученица. Цель данного проекта - помочь ей. Вернее, обеспечить единую комфортную образовательную среду не только для незрячей ученицы, но и для всех участников образовательного процесса. Это и ученики класса, и родители, и учителя - тьютор, тифлопедагог, психолог, логопед-дефектолог. И общественные организации».
Рассказ очень деловой, это же проект. Но и душевный - ситуация человеческая, трогательная, непростая. «Еще в первом классе я объяснила детям: у нас у всех есть болезни, некоторые проходят невидимо для окружающих. Я сказала, что к нам придет особенный ребенок. Нам доверили эту девочку. И ребята хотели скорее ее увидеть».
Елена Васильевна рассказала, как подключила родителей, как вместе проводят праздники, как общаются в будни. «Цель проекта была достигнута, - завершает выступление педагог, - девочка легко вошла в наш коллектив, ее не тяготит ее положение. Дети любят ей помогать портфель собирать, ходят вместе в столовую. Ребенок не чувствует себя ни брошенным, ни кем-то, кто хуже других».
День завершился объявлением лауреатов олимпиады.

День третий
Сегодня девять лауреатов участвуют в двух испытаниях 4‑го очного тура. Мероприятия проходят в Гербовом зале РГПУ им. А.И.Герцена. В Большое жюри, которое оценивает выступления, вошли замминистра просвещения РФ Виктор Басюк, представители педагогических вузов, партнеров олимпиады. Финал транслируется на официальном сайте олимпиады «Мой первый учитель» 1‑teacher.ru. Обстановка по-прежнему домашняя и одновременно деловая…
Мастер-классы летят как птицы - учителя делают панно из осенних листьев, формируют навыки смыслового чтения, проводят родительское собрание, развивают творческое мышление... Дарья Юрьевна Пеняскина из Тамбовской области выбрала необычную тему - она рассказывает, как в своей школе Сколково-Тамбов знакомит детей со структурой образовательного учреждения. «Одна из задач моего проекта - сформировать представление дошкольников о той образовательной организации, в которой им предстоит учиться», - объясняет Дарья. На плакате структура школы. Центры искусства, робототехники, академия детства и так далее спрятаны. Чтобы их открыть, надо выполнить задания. Первая группа отгадывает кроссворд, вторая собирает модель, третья исследует образцы меда и пытается узнать, какой из них натуральный, четвертая создает шедевр в технике эбру - это эмблема олимпиады!
Обеденный перерыв - и следующее испытание. Лауреаты участвуют в трех педагогических советах: «Разноуровневый старт: как обеспечить целостность образовательного процесса в условиях необходимости реализации индивидуальных образовательных маршрутов», «Вовлечение обучающихся в учебный процесс: барьеры, стратегии, тактики», «Инновационные подходы к формам организации учебного процесса. Типология современных уроков и особенности построения уроков новых типов». Педсоветы модерирует эксперт Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин.
И вот уже названы три победителя: учитель октябрьской средней школы №2 Архангельской области Анна Данилова, учитель, тьютор лицея №4 имени Героя Советского Союза Г.Б.Злотина города Орла Елена Кузнецова, учитель средней школы №1 «Школа Сколково-Тамбов» Дарья Пеняскина.
Дипломы победителям вручила директор образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ Елена Соболева. Заместитель главного редактора ООО «Русское слово - учебник» Людмила Новоселова преподнесла каждому победителю подарок - чашку из кузнецовского фарфора и сертификат на 10 тысяч рублей для приобретения методической литературы.
Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова обратилась к участникам олимпиады: «По вашим глазам, по вашим улыбкам я вижу, что вам нравится ваша профессия. Есть минуты, когда вы чувствуете необыкновенное счастье, видя результаты вашего труда - ваши ученики становятся умнее, лучше. Почаще вам испытывать это счастье! Хочу выразить огромную благодарность за ваш труд. Я рада, что вы приняли участие в этой олимпиаде, придуманной профсоюзом. Вы молодцы! Спасибо тем, кто вас поддержал, членам жюри, нашим партнерам».
Лидера олимпиады определили сами участники с помощью СМС-голосования. Галина Меркулова и Виктор Басюк вручили диплом и призовой ноутбук Анне Даниловой из Архангельской области.

Цитата

Виктор БАСЮК, заместитель министра просвещения Российской Федерации, доктор психологических наук:
- Эта олимпиада в моем понимании уникальна, во-первых, по своему содержанию, во-вторых, по той атмосфере, которую здесь создают. Что бы мы ни говорили, учителя начальной школы - особая категория педагогических работников. Когда мы говорим о профессиональных конкурсах, таких как «Учитель года России», то понимаем, что там учитель начальной школы вступает во взаимодействие с предметниками. А здесь педагоги находятся в своей среде. Они в это вовлечены. Кроме того, важна структура олимпиады, когда участники показывают исключительно свои профессиональные качества. Мы часто слышим на профессиональных конкурсах, что тема профессионализма, методических навыков уступает испытаниям, связанным с творческими способностями. Я с этим не могу согласиться... Но данный формат такого упрека совсем не заслуживает. Есть еще одна разница между олимпиадой и профессиональными всероссийскими конкурсами. Традиционно на финал регион выбирает и отправляет участников, а здесь учитель самостоятельно проходит путь до финала, и это здорово, потому что у организаторов есть возможность воочию увидеть педагогические находки, профессиональное мастерство учителей со всей страны.

Лауреаты Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель»-2019

Номинация «Предметная образовательная деятельность»
Елена Валентиновна Балошкина, учитель Нудольской основной школы Клинского района Московской области,
Анна Викторовна Данилова, учитель октябрьской средней школы №2 Устьянского района Архангельской области,
Тамара Николаевна Чернова, учитель средней школы №59города Курска.

Номинация «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер»
Ирина Евгеньевна Гончарова, учитель средней школы №59города Курска,
Мария Николаевна Манаенкова, учитель, куратор воспитательной работы в начальной школе лицея №44города Липецка,
Дарья Юрьевна Пеняскина, учитель средней школы №1 «Школа Сколково-Тамбов».

Номинация «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся»
Светлана Викторовна Медведева, учитель школы №1515города Москвы,
Елена Васильевна Кузнецова, учитель, тьютор лицея №4 имени Героя Советского Союза Г.Б.Злотина города Орла,
Марина Лазаревна Прокопенко, учитель средней школы №8города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа.