Личность солнца русской поэзии стала энергетическим генератором конференции. В XXI веке обществу, а школе тем более, необходим Пушкинский урок.
Когда-то Николай Гоголь написал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии. В каком он, может быть, явится через двести лет». Прошло 220 лет, как появился гений, а вопрос о человеке, кажется, не хочет разрешаться в нужном «развитии». И наша задача, а вернее обязанность, настойчиво говорить и с учениками, и с учителями об идеале.
Конференция проходила в школе №463, докладчики распределились по интересам и возрасту.
Привлечение академических ученых на такие форумы чрезвычайно целесообразно и важно. Именно такие специалисты могут создать объективную и обобщенную картину пушкинского творчества. И если в докладах учителя и ученики были сосредоточены на анализе отдельных проблем или произведений поэта, то в выступлении доктора филологических наук, старшего научного сотрудника ИМЛИ РАН, лауреата Пушкинской премии Игоря Виноградова была озвучена актуальная концепция творчества Александра Сергеевича:
- Широко известны слова Пушкина о герое «Кавказского пленника»: «Я в нем хотел изобразить преждевременную старость души, которая сделалась отличительной чертой молодежи XIX века». Позднее Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине указывал, что в образах Алеко и Евгения Онегина поэт обозначил нашу главную болезнь - «болезненное явление исторически оторванного от почвы общества… Алеко и Онегин породили потом множество подобных себе в нашей литературе. За ними выступили Печорины, Чичиковы, Рудины и Лаврецкие… Его искусному диагнозу мы обязаны распознанием болезни нашей...» Парадоксально, однако, что в светском, выветрившемся обществе именно негативные черты созданных Пушкиным типов стали предметом «культового» подражания. По словам Одоевского, они «произвели толпу людей, притворившихся несчастливыми в этой жизни». Пушкин вскрыл болезнь, болезнь так называемого лишнего человека, а толпа стала подражать негативным чертам, выведенным в его героях.
Подражает и до сих пор… Смысл такого юбилея не в поводе для дежурного славословия. Пушкин остается нашим учителем, но сегодня он стал и нашим духовным целителем. Что будет с нами, нашими учениками, если мы скоро забудем, что непреложная основа семьи - это слова его Татьяны:
Я вас люблю
(к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
И схиму брака (а на Руси брак был своеобразной формой смирения) заменим партнерством?
Как нам научить юных граждан любить свою страну, а не чужую? Какие глубокие взгляды имел Пушкин по поводу польского восстания 1830 года. Они до сих пор, в связи с событиями на Украине, актуальны. Тот же Достоевский указывал, что в «Борисе Годунове» Пушкин задолго предвосхитил взгляды наших славянофилов Киреевского и Хомякова. Какое замечательное, замалчиваемое стихотворение «Ты просвещением свой разум осветил...» Это строки поэта, адресованные пятой колонне всех времен и народов.
Ты просвещением свой разум
осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы
возлюбил,
И мудро свой возненавидел.
Ты руки потирал от наших
неудач,
С лукавым смехом слушал
вести,
Когда разбитые полки бежали
вскачь,
И гибло знамя нашей чести.
Выступивший на конференции профессор кафедры русской литературы МПГУ, доктор филологических наук Сергей Сапожков был рад, что его студенты, окончившие вуз давно и совсем недавно, уверенно заявили о себе в докладах как эрудированные, способные к исследовательской работе филологи.
Темы докладов охватывали самые разные аспекты пушкинского творчества. Некоторые можно пометить. «Тема искушения в произведениях Пушкина» (Е.Б.Райчева, школа №1569), «А.С.Пушкин «Маленькие трагедии», «Моцарт и Сальери» - из опыта анализа произведения» (Е.А.Александрова, школа №962), «Воспитание чувства патриотизма на материале поэзии Пушкина» (А.В.Замелюк, школа №1449, учитель истории и обществознания). «Пушкин: взгляд из XXI века» (Т.В.Гилазова, технологический колледж №21), «Моцарт и Сальери. Смысл диалогов» (Е.А.Кузнецова, школа №1770), «Тема детства в произведениях Пушкина» (Н.А.Алексеева, школа №1574), «Пушкин-публицист» (Т.В.Сафонова, школа №1449), «Пушкин - наше все?» (Г.И.Михеева, МПЭК РЭУ имени Плеханова, преподаватель), «Развитие воссоздающего и творческого воображения учащихся при изучении Пушкина» (Ю.А.Кабицкая, школа №1501), «У каждого возраста свой Пушкин» (Л.Е.Журавлева, школа №1569). Разумеется, всех выступавших нет возможности упомянуть. Но стоит обратиться к оценкам самих участников такого обширного разговора о Пушкине.
- Хочу искренне поблагодарить за проделанную работу, - говорит ученик 11‑го класса школы №463 Иван Удальцов. - Поверьте, это важно для многих, в том числе для меня и моего брата. Я уверен, что мероприятия, подобные сегодняшнему, очень позитивно влияют на всю сферу российского образования и являются тем частным примером, к которому мы все должны стремиться в общем. Без Пушкина теряются многие смыслы нашего национального мировоззрения.
- Спасибо за внимание к каждому участнику! - поблагодарила организаторов Ю.А.Кабицкая. - Выступающие были счастливы, что всех отметили. Это колоссальный стимул для их творческого роста!
Действительно, каждый участник получил в подарок книги от издательств «Русское слово» и «Просвещение». И это очень важно: радость от полученной в подарок книги о Пушкине!
Когда-то Сергей Булгаков, мыслитель и философ, глубокий и непоказной, писал об Александре Сергеевиче и смысле юбилейных торжеств: «Мы дышим Пушкиным, мы носим его в себе, он живет в нас больше, чем мы сами это знаем, подобно тому, как живет в нас наша Родина…» Надо запомнить эти слова!
Только что страна отметила государственный праздник - День народного единства. Единство нации обеспечивается духовной культурой. А Пушкин остается краеугольным камнем нашей культуры и нашего мировосприятия. И это нам он завещал, как надо относиться к Родине «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
А с читателями и единомышленниками мы разделим удовольствие от знакомства с материалами конференции, с тем, о чем говорили, спорили, размышляли наши учителя и ученики. Подарим всем книгу…