Образование как бизнес

- Образовательная деятельность подлежит лицензированию на основании требований статьи 12 Федерального закона от 4.05.2011 №99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - закон о лицензировании).
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 закона о лицензировании).
Согласно ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - закон об образовании) соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с п. 18 ст. 2 закона об образовании образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица (часть 1 статьи 31 закона об образовании).
Требования к организационно-правовой форме организаций, осуществляющих обучение, законодательством Российской Федерации в области образования не установлены.
Таким образом, коммерческие организации могут осуществлять образовательную деятельность.
Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (часть 6 статьи 31 закона об образовании).
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, непосредственно закреплен постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Отказ от ДПО?

Г. ГУКОВА, письмо с сайта «Учительской газеты»:
- В соответствии с законом педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Может ли учитель отказаться от получения дополнительного профессионального образования?

- Право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).
Согласно ч. 2 ст. 76 Закона об образовании ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях субъектов РФ отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования (п. 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании). Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона об образовании обеспечение ДПО педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДПП утвержден приказом Минобрнауки России от 1.07.2013 №499 (далее - Порядок организации ДПО) и является обязательным для организаций ДПО; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица).
К освоению ДПП допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Создание условий и организация ДПО работников отнесены к компетенции образовательной организации (работодателя) в соответствии с требованиями п. 5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании.
К созданию условий для ДПО работников относится урегулирование не только организационных, но и финансовых вопросов, непосредственно связанных с ДПО работников, в том числе:
- предоставление гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;
- направление работника на обучение (как в субъекте РФ, так и за его пределами) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ либо оплата обучения работника, зачисляемого на обучение, за счет средств организации, предусмотренных на эти цели, включая средства, доведенные до организации в структуре нормативных затрат на оказание услуг в сфере образования, а также полученные от приносящей доход деятельности.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Формы подготовки и ДПО работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Согласно ст. 197 ТК РФ право работников, в том числе педагогических работников, работников из числа учебно-вспомогательного персонала, на ДПО реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, регулируется ст. 168 ТК РФ, в соответствии с которой в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.
Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23.03.2015 №08-415/124 направлены Разъяснения по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование (далее - Разъяснения).
В Разъяснениях, в частности, отмечено, что в случае если право работника на подготовку и ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между работником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО.
Если работник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от получения ДПО.
Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
При выполнении работодателем условий договора, связанного с ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.
Отказ педагогического работника от прохождения ДПО в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 192 ТК РФ.
В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.


Инженер или учитель?

Н. КАРТАШОВА, письмо с сайта «Учительской газеты»:
- Можно ли взять на работу преподавателем в колледже человека, имеющего по диплому квалификацию «инженер», без дополнительного профессионального образования?

- В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее - ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8.09.2015 №608н (далее - Приказ №608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее - СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее - ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования, необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
В соответствии с п. 2 приказа №608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. То есть это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относятся к компетенции образовательной организации (п. 5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).
Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель на основании ст. 196 Трудового кодекса РФ.
Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то желательно им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.
Напоминаем, что в соответствии с п. 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки России от 7.04.2014 №276), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - квалификационные характеристики должностей работников образования) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.