Интрига к мелодраме Нигины Сайфуллаевой «Верность» изрядно подогревалась и накручивалась больше года. Сначала СМИ анонсировали некую картину о супружеской измене, где непременно будет сниматься Александр Паль. Называться продукт должен был «Звезд неверный свет», но в процессе съемок название трансформировалось как минимум дважды. И последний вариант названия, «Верность», звучит применительно к эротической мелодраме довольно двусмысленно.
«…Это психологическая драма про женщину тридцати лет, которая подозревает мужа в измене, но не может прямо об этом спросить и сама решается на измену» - так звучит в анонсе. Зритель, что греха таить, эти вещи любит, поэтому в прокате «Верность» отобьется, да еще как. Только возникает вопрос: зачем съемочной группе стоило возиться с этой лентой так долго? Может, она совсем не о «клубничке», а о чем-то другом?
Сценарная часть, которую Нигина Сайфуллаева писала совместно с Любовью Мульменко, выше всяких похвал. Диалоги традиционных в таких случаях двоих написаны с самым безукоризненным подтекстом. Вроде бы все у обычной супружеской пары нормально, но традиционное «что-то не то» уже висит в воздухе. Евгения Громова играет Лену, «женщину, которой за тридцать». На службе у нее порядок (работает акушером-гинекологом в частной клинике), дом полная чаша, и муж вроде любит, а вот чего-то не хватает. Ну понятно уже чего. Александр Паль - соответственно артист драмтеатра по имени Сережа, который весь в искусстве, а невысказанные проблемы жены упорно понимать не желает.
Скажем заранее: все последующие эротические похождения героини выглядят на общем фоне невиннее некуда, потому как в жизни-то бывает еще хуже. Но неопытной героине сочувствуешь и вообще ставишь себя на ее место. Чего Евгения Громова своей игрой, естественно, и добивалась. Камера постоянно снимает крупные планы ее лица, когда и стыдно, и одновременно хочется, но опять-таки колется. Вот она заподозрила мужа в измене с Катериной, коллегой по сцене (ее играет Марина Васильева) - ну что, тоже бывает. Ревность на то и ревность, чтобы быть необоснованной. Сказать мужу Лена ничего не может, но начинает пристально просматривать его эсэмэски в телефоне, потом уже с помощью шефа (Алексей Агранович) начинает шпионить за Сергеем. Увидела его вместе с Катей - все, факт наличия измены можно считать доказанным.
Дальше, как говорится, завертелось… Моральные ограничения сняты, можно осуществлять все фантазии в духе «Дневников Красной Туфельки». Сначала Лене попадается какой-то паренек, простой, как три рубля одной бумажкой. Познакомились в ночном клубе, романтически посидели на берегу реки - дальше стандартная гостиница с посуточной оплатой. Затем «упакованный» самец на хорошем авто по имени Вадим (играет его Павел Ворожцов). Но здесь героиню подстерегает роковая случайность: тайное неизбежно становится явным, а у Вадима, оказывается, жена (роль Анны Котовой-Дерябиной) в той самой клинике лечится. И та, узнав обо всем, приходит к Лене на работу и грозится самыми ужасными карами небесными. Теперь и увольнение может последовать, и все остальное.
Сюжетная фабула настолько простая, житейски обыденная, а ситуация (не побоимся этого слова) до такой степени пошлая, что и сказать-то языком кино тут ничего нового почти нельзя. В таком положении оказывался каждый, а кое-кто да не по разу. И, глядя на экран, уже понимаешь: фильм-то, собственно, не о том, что женщины зрелого возраста начинают терять мозги из-за нехватки секса, и не о том, что за все неминуемо приходится расплачиваться. И опять-таки это не калейдоскоп случайно собранных постельных сцен: все эти штучки-дрючки можно в Интернете посмотреть, зачем в кино-то идти?
Тема «Верности», как это ни покажется странным, - полная и безнадежная деградация мужского начала в наши дни. Омерзителен буквально весь сильный пол. Вадим на машине, который после момента интимной близости малодушно улепетывает от наряда полиции, оставляя Елену одну. Шеф, который, вместо того чтобы подставить плечо, начинает домогаться героини. Омерзителен даже муж. Этот вроде бы понять и простить может, но как-то нездорово интересуется пикантными подробностями жениного интима на стороне - его, мол, это возбуждает и заводит. И тут уже понимаешь, что искала Елена совсем не каких-то острых ощущений, а всего-навсего нормального мужчину, способного за нее постоять. Которого не оказалось по одной простой причине - все повывелись, и давным-давно. Измельчали, и не в первом даже поколении. Героиня это подспудно чувствует, но сказать об этом не может. Зато в глазах очень неплохо читается.
И оказывается, что фильм со всеми откровенностями «про это» ставит, как ни парадоксально, вопросы морали и нравственности, хотя людям, воспитанным на целомудренном советском кино, я смотреть бы его не советовал. «Верность» показывает жестко, практически в лоб, до чего мы все дошли, что дальше уже некуда. Вполне красноречива финальная сцена, где Лена заходит в электричку, а на нее молниеносно начинает оценивающе пялить глаза половина пассажиров постарше. Финал остается открытым. Выходя из зала, понимаешь, что снять такой фильм могла только женщина, ибо сформулировать свою извечную проблему способны лишь они...