Программа позволяет привлечь детей к научно-исследовательской деятельности, дает ученику возможность развивать свой интеллект, пробуждает познавательный интерес, учит общению со сверстниками, готовит к участию в научно-исследовательских конференциях и конкурсах.
Отбор методов программы основывается на системно-деятельностном подходе и педагогических технологиях: исследовательская, технология оценивания учебных достижений, метод проектов.
Вот лишь один из примеров реализации программы «Исследователь» - учебный проект «Оценка радиационной безопасности для людей, проживающих в поселке Мегет». В данном проекте была обозначена проблема: радиационный фон в Мегете повышен, и радиация опасна для здоровья. Необходимо выяснить, подвергаются ли люди опасному для жизни и здоровья радиационному облучению в местах учебы и отдыха. В ходе реализации проекта автор изучила сцинтилляционный поисковый радиометр СРП-2, при помощи которого можно измерить радиационный фон территории, на которой живут и отдыхают мегетчане, побывала в санитарно-гигиенической лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Иркутской области», взяла интервью у завлабораторией, провела анкетирование третьеклассников, выяснила, что знают дети о радиации. Был также проведен классный час «Как защититься от загрязненного воздуха». Ребята придумали и нарисовали плакаты «Берегите воздух!». Работа над проектом «Оценка радиационной безопасности для людей, проживающих в поселке Мегет» позволила непосредственно оценить текущую радиационную обстановку в нашем поселке, рассмотреть не только проблему радиации на данной территории, но и обратить внимание на проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности человека в целом. Сделан вывод, что радиационный фон в поселке Мегет не превышает допустимых санитарно-гигиенических требований. Продуктом исследовательского проекта стал дневник наблюдений результатов дозиметрических исследований в Мегете.
В УМК «Школа России» в 1‑м классе предлагается реализация таких учебных проектов, как «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты», «Буквы шипящих согласных звуков», «Скороговорки», «Заглавная буква в словах», «Сказочная страничка», «Мой любимый детский журнал», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа». Критерии реализации проектов - сформированность предметных знаний и способов действий, регулятивных и коммуникативных действий. Задача учителя - создание условий для развития исследовательских компетенций. Предлагаемый опыт работы показывает, что проектно-исследовательская деятельность - это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Галина МИХАЛЕВА, учитель начальных классов МБОУ «Мегетская СОШ», р. п. Мегет, Ангарский район, Иркутская область