Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...
М.Монтень


Чтобы стать учителем, недостаточно аудиторных программных знаний. А.С.Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику. Первое место работы… Возможно, чувствуются неуверенность, дискомфорт. Все новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация - ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому. Наставник рассматривается не только как образец для подражания в педагогических вопросах или как консультант по вопросам организации занятий, но и как человек с четкими профессиональными установками. Исходя из моего личного опыта, могу сказать, что наставником может быть любой опытный учитель, а ведение одного и того же предмета не обязательно. Это актуально для небольших сельских школ, в которых учителя в большинстве случаев ведут по два предмета. Но во всей этой работе по профессиональному становлению молодого педагога не стоит забывать и об учителях, которые решили идти по пути инноваций, им тоже необходима помощь наставника. Поэтому в современной сельской школе один педагог-стажист может выполнять несколько направлений наставнической работы.
На основании вышеизложенного были определены основные направления наставничества, применяемые в нашем образовательном учреждении.
Наставник-консультант - активный и опытный педагог, профессионально успешный (победитель и лауреат различных конкурсов профессионального мастерства) человек, занимающийся общественной работой. Он проводит систематическую работу с группой молодых специалистов и начинающих педагогов. Консультант не учит, как нужно что-либо делать. Он создает условия для того, чтобы подопечный сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее приемлемый способ действия и наметил основные этапы достижения цели.
Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного направления, что и молодой, или учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку.
Далее в каждом направлении на основании анализа диагностики затруднений учителя, посещения уроков, личной беседы определяется педагогическая модель наставнической работы:
    наставничество-сопровождение (тьюторинг);
    наставничество-тренерство (коучинг);
    наставничество-воспитание (менторинг).
Российская система образования развивается с опорой на зарубежный опыт. Поэтому вместе с образованием развивается и наш язык, словарный запас пополняется заимствованиями. Можем ли мы заменить новые слова на родные аналоги? И кто такие тьюторы, коучи и менторы? Рассмотрим особенности каждого из них.
1. Сопровождение (тьюторинг). Тьюторы (англ. «наставник») существуют в России уже более двадцати лет. Однако до сих пор не всем понятна их роль в образовательном процессе. Тьюторы не учат и не оказывают психологическую поддержку. Главная задача тьютора - сопровождение. Он помогает подопечному «ученику» выстроить собственную образовательную программу, исходя из его личных целей. Тьюторы помогают подопечному адаптироваться к новой ситуации, сформировать собственный образовательный запрос, цель и методы его достижения. Задача тьютора - поддерживать интерес к развитию и обучению. Тьюторы на Западе работают не только в школах, к их услугам прибегают и взрослые люди. Они необходимы на пути профессионального роста в любой сфере и в любом возрасте.
2. Тренерство (коучинг). Оно также относится к сопровождающей деятельности. В отличие от тьюторов коучи (англ. «тренер») не осуществляют поиск цели и интересов обучения «учеников». Коучи развивают сильные стороны подопечного, ищут более эффективные способы достижения цели. Поэтому часто по-русски их называют тренерами успеха. Главная задача коуча - повысить КПД подопечного, привести его к успеху в личной или профессиональной жизни.
3. Воспитание (менторинг). Менторы (англ. «наставник», «воспитатель») - это старшие и опытные профессионалы, которые помогают в карьере, дают полезные советы и смотрят на профессиональную деятельность «ученика» со стороны. Ментор - это источник ценных связей, он помогает с проблемами, которые возникают у «учеников». В сфере образования менторство будет полезно для молодых учителей и школьников, переходящих на новую ступень обучения. Для них будут полезны связи и опыт старших товарищей. Чем-то менторство напоминает институт наставничества, существовавший в СССР.
Мой опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление клас­сного руководства. Я пришла к выводу, что проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества. Поэтому оказание методической помощи молодым специалистам традиционно является одной из самых важных составляющих работы школы.
С учетом профессиональных потребностей молодого учителя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.
1. Проводник. Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения изнутри. Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений школы, рассказать о государственно-общественном управлении образовательным учреждением, поможет молодому учителю осознать свое место в системе школы, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет более 80%.
2. Защитник интересов. Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста, организует вокруг профессиональной деятельности молодого учителя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества, помогает подопечному осознать значимость и важность его работы, своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных внутри- и вне­школьных мероприятиях. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 60‑80%.
3. Кумир. Это пример для подражания, символ эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого учителя. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 40‑60%.
4. Консультант. За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 30‑40%.
5. Контролер. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 10‑30%.
Первые две роли отражают суть педагогической модели наставнической работы «воспитание» (менторинг), третья и четвертая - «тренерство» (коучинг), а пятая - «сопровождение» (тьюторинг).
За последние годы мне приходилось консультировать не только молодых коллег своей школы, но и «молодых» (молоды не по возрасту, а по стажу преподавания) педагогов своего и других образовательных учреждений своего муниципального района. Это происходит в рамках работы школьного и районного методических объединений. В этой ситуации предлагается использовать такую педагогическую модель наставнической работы, как тьюторство. Для этого в своей работе как педагог-наставник активно использую дистанционные технологии с помощью ресурсов Google. Учителя сельских школ в большинстве случаев преподают в лучшем случае два предмета, а иногда и больше. Поэтому из-за загруженности, большого расстояния между образовательными учреждениями учителям бывает сложно посещать районные предметные методические мероприятия. И получается, что методическая работа имеет фрагментарный характер. Эту проблему можно решить с помощью дистанционных технологий с сервисами Google при проведении веб-семинаров после уроков. Достаточно только оговорить день и время. При этом педагоги экономят и время, и средства на дорогу, да и уроки лишний раз отменять нет необходимости. А значит, довольны все участники образовательного процесса. Также можно проводить и методические консультации с использованием одного из основных сервисов Google Hangouts.
Еще одна важная составляющая работы наставника - быть в курсе всех нововведений, касающихся области образования, то есть держать руку на пульсе. Это осуществляется с помощью курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров, участия в конкурсах профессионального мастерства. Как доказывает моя практика в качестве педагога- наставника, дорогу осилит идущий.

Список литературы
1. Ананьев П. Диагностика и рейтинговая оценка в сельской школе / П.Ананьев // Школьные технологии. - 2004. - С. 184‑185.
2. Глинский А.А. Управление профессиональным становлением молодого педагога / А.А.Глинский // - 2008. - №10. - С. 3‑8.
3. Горбач А.К. Молодые специалисты - это не только ценные кадры, но и дополнительная головная боль нанимателя / А.К.Горбач // Кадровик. - 2007. - №9. - С. 79‑85.
4. Любинская Т.Ф. Сотрудничество, наставничество, творчество - формула успеха начинающих педагогов: Школа молодого учителя: планирование работы / Т.Ф.Любинская, Т.М.Просвирина // Народная асвета. - 2007. - №1. - С. 69‑72; №2. - С. 69‑72.
5. Ситник А. Управление профессиональным становлением молодого учителя: формы и содержание/ А.Ситник, Л.Маслова // Сельская школа. - 2008. - №3. - С. 30‑36.

​Жанна БАБУШКИНА, учитель биологии и химии Еланской СОШ, Новокузнецкий район, Кемеровская область