Директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения РФ Мария Хлопотных напомнила, что на сегодняшний день подготовлен пакет документов и проектов изменений в законодательстве, призванных прояснить ситуацию с финансированием этой программы, а также во все субъекты РФ разосланы соответствующие методические рекомендации. Полным ходом идет разработка портала «Земский учитель», на котором будет размещена вся необходимая информация и где каждый желающий сможет не только ознакомиться с вакансиями в регионах, но и разместить там свои данные.
Согласно графику с 10 января по 15 апреля 2020 года будут приниматься заявления на участие в программе, с 16 по 30 апреля эксперты их изучат, с 1 по 15 мая определят победителей, и уже с 16 мая по 15 июня можно будет вы­ехать непосредственно на место своей будущей работы. А далее заключение трехсторонних договоров и перечисление средств.
- Особо подчеркну, что участникам программы на территории Дальнего Востока принято решение выплачивать не один, а два миллиона, - сказала Мария Хлопотных. - При этом, однако, нужно выполнить целый ряд условий и соответствовать определенным критериям отбора. Так, четко определено, что земским учителем может стать человек в возрасте до 55 лет со средним или высшим профессиональным образованием, готовый отработать в данной школе не менее 5 лет. Преимущество получают те, кто родился в местах, где расположена сельская школа, или является ее выпускником, имеет более 10 лет непрерывного педагогического стажа и не менее 3 лет работы в одной образовательной организации, готов переехать из города в село, расположенное не менее чем в 200 км от его нынешнего места жительства, имеет семью и детей, является обладателем первой или высшей квалификационной категории, может преподавать смежные дисциплины, вести различные кружки и секции и так далее. Регион вправе определять, какие дополнительные критерии можно выставить еще.
На самом деле в регионах уже давно действуют самые разнообразные и многочисленные программы, призванные поддержать молодых педагогов и закрепить их на селе. Так, по словам начальника Департамента образования Белгородской области Елены Тишиной, в их субъекте РФ власти доплачивают начинающим учителям 30% к окладу плюс 25% «сельских», компенсируют коммунальные затраты и выплачивают единовременные суммы в течение трех лет (например, в Белгородском районе это 30000 + 30000 + 40000 рублей соответственно). Заметным подспорьем стало и то, что в области разработана собственная система оплаты труда, благодаря чему за последние годы удалось значительно повысить общий размер зарплаты работников образования.
- Также мы пытаемся решить и жилищную проблему, - констатировала Алена Тишина. - С 2012 года 348 молодых семей сумели приобрести квартиру по льготной ипотеке или построить свой дом. Но, конечно, чтобы помочь всем желающим, нужны более радикальные меры. И здесь мы большие надежды возлагаем на государственную программу «Земский учитель».
- У нас тоже вот уже три года реализуется проект «Сельский учитель», - рассказала министр образования Пермского края Раиса Кассина. - И мы его участникам тоже выплачиваем по миллиону, правда, с условием, чтобы деньги были потрачены конкретно на строительство жилья. Ведь собственный дом - это отличная возможность закрепиться, осесть. Правда, пока желающих не слишком много: в 2017 году их было 17, в 2018‑м - 34, в 2019‑м - 24. Но это все равно позволило заметно сократить количество вакансий, в частности, по английскому языку. Из 75 участников проекта 68 переехали с семьями, 64 в возрасте до 35 лет, а трое прибыли из других регионов, что нас весьма порадовало. И все-таки здесь необходим весьма взвешенный и системный подход, ведь не хотелось бы, чтобы учителя приезжали, строили дома, а потом оказывались там одни, поскольку их населенный пункт признали неэффективным, а школу расформировали. Надо развивать село комплексно, предусматривая строительство дорог, больниц, детских садов, спорткомплексов. И еще. Далеко не все готовы переехать жить в деревню, но очень многие из городских педагогов готовы ездить туда на работу при условии, что будет обеспечен подвоз. Поэтому мы уже несколько лет возим в школы не только учеников, но и учителей. Кроме того, организуем краевые онлайн-школы, благодаря которым дети в отдаленных районах могут учиться дистанционно, с помощью видео-конференц-связи.
Интересно, что восторга своей пермской коллеги по поводу приезда людей из других регионов первый заместитель министра образования Республики Карелия Наталья Кармазина не разделяет. По ее словам, большинство населенных пунктов в ее регионе национальные, со своим языком и культурой, поэтому там очень нужны собственные учителя, выходцы из этих же мест. К сожалению, условия здесь довольно суровые: плотность населения составляет 4,5 человека на 1 квадратный километр, часть школ расположена в арктической местности, многие из населенных пунктов находятся друг от друга на большом расстоянии.
- Говорят, если в школе учатся всего несколько человек, эта образовательная организация бесперспективна и ее надо закрывать. Но у нас немало школ, где вот уже много лет количество учащихся стабильно маленькое, и, я уверена, их ни в коем случае не надо ликвидировать! - убеждена Наталья Кармазина. - Кроме того, я считаю, учитывая климатические особенности нашей республики, необходимо сократить срок трудового договора для земских учителей с 5 до 3 лет, а возраст уменьшить с 55 до 35‑40, это будет более гуманно.
Свои предложения внесла и первый заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Алевтина Федорова. Она заявила, что ее регион слишком мал и требование для переезда на расстояние не менее чем в 200 километров чрезмерно, поскольку здесь самый дальний подвоз детей осуществляется не далее чем на 25 километров. А вот проблема нехватки учителей на селе стоит не менее остро, чем в других субъектах РФ.
- Мы, конечно, тоже стараемся поддержать талантливую и инициативную молодежь, - поделилась опытом Алевтина Федорова. - Например, помимо муниципальных доплат в размере нескольких тысяч рублей и 50% из республиканского бюджета мы определили 75%-ную доплату для обладателей красных дипломов. Кроме того, мы очень продуктивно сотрудничаем, в частности, с Минтрудом в плане реализации нацпроекта «Демография». Ведомство выплачивает нашим педагогам порядка 60000 рублей на переквалификацию, что позволило значительно повысить количество людей, преподающих, в частности, национальные языки.
Программа привлечения молодежи в сельские школы в Нижегородской области действует с 2006 года. Об этом рассказал глава регионального Министерства образования, науки и молодежной политики Сергей Злобин.
- За этот период нам удалось привлечь 2146 человек, что позволило ликвидировать большое количество вакансий, - доложил он. - И тот момент, о котором здесь уже было сказано, у нас давно учтен: развивать село мы стараемся комплексно, поддерживая не только школу, но и все остальное. Не секрет, что в область приходят инвесторы, готовые вложить сюда крупные средства. Они очень трезво оценивают ситуацию и понимают: если в том или ином населенном пункте построить фабрику и организовать производство, люди гораздо охотнее приедут сюда, если будут знать - тут есть школа, детский сад, культурно-развлекательные, торговые, спортивные и прочие сооружения. Поэтому власти Нижегородской области серьезно вкладываются в инфраструктуру, развитие дорог, водоснабжение и газификацию сел.
Сергей Злобин рассказал о том, что в рамках поддержки молодых педагогов им предоставляется право взять кредит на строительство дома или покупку автомашины. Причем основное тело кредита гасится из бюджета области. И, самое важное, участвовать в программе могут не только учителя, но и мастера производственного труда, педагоги дополнительного образования, воспитатели и так далее.
Чтобы люди вернулись на село и остались там, следует вести очень серьезную работу с молодежью, начиная еще со школы, уверена министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева. Чем лучше дети будут знать свою малую родину, чем больше у них будет повода гордиться ею, тем больше шансов, что они захотят своим трудом укрепить и украсить ее. Поэтому здесь уже не первый год реализуется целый ряд программ и проектов краеведческой и патриотической направленности. Например, в школах с 1‑го по 11‑й класс преподаются такие предметы, как «Кубановедение», «Основы православной культуры», «История и современность кубанского казачества», военно-спортивные дисциплины и так далее.
А министр образования Калининградской области Светлана Трусенева рассказала о том, насколько обсуждаемая на съезде проблема связана… с санкциями, под которыми Россия находится с 2014 года.
- До этого наш регион практически не занимался сельским хозяйством, - напомнила она. - Почти всю продукцию мы завозили из Белоруссии, Польши, Прибалтики. Но потом пришлось принимать меры, поднимать собственное производство, и оказалось, что дело это не только полезное, но и выгодное. На сегодня сельскохозяйственная отрасль у нас развивается стремительными темпами. Это в свою очередь сориентировало наши школы вплотную заняться профилизацией в данном направлении, привлечь к делу партнеров из числа бизнесменов и работодателей, оживить умирающие села. Теперь детям не надо объяснять, что работа в сельском хозяйстве может быть делом весьма перспективным и выгодным, а уезжать из деревни в поисках лучшей доли совсем не обязательно как выпускникам, так и их учителям. Словом, все взаимосвязано.
Та же мысль красной нитью прошла через все выступление министра просвещения России Ольги Васильевой. По ее словам, ежегодно на педагогические специальности объявляется набор более чем на 73 тысячи бюджетных мест, «однако до последнего курса доходит половина, а из той половины, которая оканчивает успешно вуз, ровно 30% приходят в школы». Но дело тут далеко не всегда в низких зарплатах.
- Я глубоко убеждена, что, когда мы все переводим только в материальное благополучие, это неправильно, - заявила глава Минпроса, добавив, что одна из причин, почему молодежь не идет в школу, довольно проста: выпускники... боятся, поскольку объем практики сейчас у них не тот, что раньше, да и проходит она совсем не так, как хотелось бы. В результате студенты оканчивают вуз, слабо представляя, на что они способны, и предпочитают сменить специальность, нежели работать по ней. Кроме того, они прекрасно наслышаны о том, что сегодня в школе люди вынуждены трудиться гораздо больше, чем на одну ставку, и при этом заниматься далеко не всегда обучением детей, так как учителя завалены планами и отчетами.
Все эти проблемы можно и нужно решать, убеждена министр. Только тогда нам удастся поднять село.