Вместе с тем, работа с практикантами воспринимается нами (не сочтите за высокопарность) и как МИССИЯ школы. Потому что мы может научить тому, что часто остается «за страницами» вузовских учебников, не включается в лекции и семинары вузовских преподавателей – словом, не может быть узнано в пространстве педагогического университета. Сразу оговорюсь: я не критикую качество преподавания в учебных заведениях, из которых приходят к нам бакалавры и магистры. Я ценю работу вузовских преподавателей, многие из которых дали мне, выпускнице Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена, запас знаний, основательный, прочный, глубокий, которым пользуюсь и по сей день, отработав в школе 30 лет. Только вот вышла я из стен пединститута «УЧИТЕЛЕМ» (по диплому), а не «БАКАЛАВРОМ ОБРАЗОВАНИЯ». И наряду с мощнейшими знаниями, которые получила от преподавателей кафедр русского языка и литературы (посчастливилось мне учиться у блестящих ученых!), получила я и очень много ценного от тех, кто учил меня МЕТОДИКЕ преподавания предмета, от «команды» В.Г. Маранцмана, показавшей мне и моим однокашникам, что методика – это и наука, и искусство, без овладения коими сложно работать в школе. Да, это было время «негаджетное». Но есть вещи, которые и в эпоху «цифры» не перестают работать на учителя, есть «секреты» методические (открытые в ХIХ веке и в советской школе), постижение которых – ключ к успешной работе. А вот этого-то «ключа» современный педвуз студентам почему-то не дает. Есть, конечно, педагогика, есть изучение образовательных технологий, но опыт работы со студентами показывает: даже имеющееся представление о важнейших педагогических «законах» и эффективных образовательных технологиях не становится для большинства ИНСТРУМЕНТОМ. Я уже не говорю об истории педагогики и методики, которых, на мой взгляд, чудовищно мало в программах для будущих педагогов. А это ведет к «изобретению велосипеда» там, где на него надо «сесть», где на нем надо спокойно «ехать». 
Размышляя о проблемах, которые испытывают будущие учителя, я все чаще думаю о студентах некоторых других вузов, в особенности – медицинского и авиационного. Чем предваряется работа летчика (молодого специалиста), ведущего воздушное судно? Да: часами тренировок на тренажере, «полетных практик» под неусыпным контролем наставника… Почему? Ясное дело: от его навыка напрямую зависит безопасность людей на борту, их жизнь. Чем предваряется самостоятельная работа врача? Да: годами «тренировок», анатомичкой, месяцами стояния «за плечом» опытного наставника, часами ассистентства… Почему? Да потому же: от качества подготовки врача зависят здоровье и жизнь пациента. Думаю, аналогия ясна. Хоть кто-то, возможно, и скажет, что работа учителя все-таки сопряжена с меньшей опасностью для жизни… Куда там меньшей! Посмотрим публикации современных СМИ, послушаем реальные истории – поймем: речь идет не только о безопасности эмоционального здоровья детей, с которыми мы работаем, но и о сохранности их жизни в самом прямом смысле. Почему же будущие летчики и медики сначала оттачивают мастерство на тренажерах и в качестве помощников опытных наставников, а уже потом берутся отвечать самостоятельно за жизнь и здоровье людей, а будущие учителя лишены этих «тренажеров» и длительного состояния «подмастерья»? Почему действует в системе современных педвузов ситуация «взлет – посадка», а остальное – на месте, по обстоятельствам? Думаю, причин много. Но одна из них – недостаточность школьной практики (и по объему, и по качеству). Именно это ощущение «недостаточности» и приводит нас («работодателей») и наших партнеров (РГПУ им. А.И. Герцена) к поиску новых решений организации практики. Что важно для нас на сегодняшний день?

Во-первых, школа не должна восприниматься исключительно как МЕСТО (кабинет – доска – дети), куда студент приходит ДАТЬ «зачетные» уроки. Школа должна стать ПРОСТРАНСТВОМ профессионального образования, таким же значимым, как аудитория, в которой читает лекции крупнейший ученый. Пространством, в котором нужно сориентироваться, в ритм жизни которого нужно войти, о «мелочах» которого нужно узнать не понаслышке. Пространством, где нет ничего неважного, собственно, нет «мелочей». Где можно научиться не только проводить урок, но и заполнять журнал, общаться с коллегами, строить партнерские отношения с родителями, грамотно проверять тетради, наконец.

Во-вторых, школьный учитель-мастер должен перестать быть человеком, несущим докучную дополнительную нагрузку по приему студента, который «все напортит», «отнимет и без того скудные часы на прохождение программы», «наворотит невесть чего»… Учитель-мастер (наставник) должен стать полноправным партнером вузовских преподавателей, готовящих будущего учителя. Это очень непросто. Но возможно. Вспомнить хотя бы практику Владимира Георгиевича Маранцмана, который САМ знал всех ленинградских словесников, к которым студенты отправлялись на практику, который работал с этими учителями не только в период практики, но в течение всего учебного года, просил показать «вживую» ту или иную тему, тот или иной метод или прием. Вместе с учителем и студентами анализировал уроки глубоко и… мудро. Помню себя еще ученицей на таких уроках, помню себя студенткой, видевшей на практике то, чему учили В.Г. Маранцман и его коллеги нас в институтской аудитории. Думаю, сегодня настало время возвращения к такому сотрудничеству: не «набегами», а календарно продуманному, встроенному в систему работы факультетов педвузов. Сотрудничеству, при котором школа становится ТРЕНАЖЕРОМ, где демонстрируются и отрабатываются «практики», изучаемые на лекциях и семинарах.

В-третьих… Пусть «в-третьих» будет здесь то письмо, которое мы написали студентам, приходящим к нам на практику, письмо, предваряющее нашу встречу в школе. Надеюсь, из этого письма вы вычитаете то, что важно для нас при организации СОВМЕСТНОЙ работы. Такой практики, после которой кто-то, возможно, решит, что учительство – это не его дело, а кто-то искренне захочет прийти в школу. Искренне и осмысленно. И работу свою будет делать так, чтобы не подвергать опасности жизнь человека…

Уважаемые коллеги!

Мы, администрация и педагогический коллектив Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, будем рады видеть вас в стенах нашей школы на ежегодной педагогической практике студентов РГПУ им. А.И. Герцена. Наша гимназия – член Университетского образовательного округа, база студенческой практики для ряда факультетов вашего и нашего (!) университета.
Наш опыт многолетнего сотрудничества с факультетами РГПУ им. А.И. Герцена подсказал нам необходимость создания этого письма-обращения к вам, коллеги! Для того чтобы практика прошла успешно (то есть «приходящая» и «принимающая» стороны были довольны и друг другом, и результатом ОБЩЕЙ работы), мы приготовили несколько нехитрых советов. Вот они:

СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Готовясь прийти к нам на практику, познакомьтесь, пожалуйста, с нашим гимназическим сайтом (http://school56.org), методическим сайтом педколлектива «NOVA» (http://nova56.ru), официальной группой гимназии в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/56spb). Это знакомство поможет вам узнать самое важное о школе, ее концепции, программе развития, инновационных образовательных программах, понять, чем живет школа, что для нас важно и ценно. Все остальное (важное и интересное) мы покажем и расскажем вам при встрече.

СОВЕТ ВТОРОЙ. Заранее познакомьтесь с УМК, по которому работают учителя-словесники и по которому предстоит работать вам. На уроках русского языка мы работаем по предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др., на уроках литературы – по линии учебников под ред. И.Н. Сухих. Предварительное знакомство с этими учебниками (их общей концепцией, логикой и спецификой подачи материала, «аппаратом», системой «обратной связи» и т.п.) поможет вам оперативно начать работу с ними. Учителя-наставники предоставят вам рабочие программы и поурочное тематическое планирование, посоветуют дополнительные источники, предоставят электронные образовательные ресурсы, с которыми работают сами.

СОВЕТ ТРЕТИЙ. Используя сайт гимназии, узнайте о системе внеурочной деятельности и дополнительного образования (в том числе – по вашему предмету). Эта работа у нас многообразна: есть, например, клуб «Олимп» (тьюторское сопровождение гимназистов-олимпиадников), проект «Двенадцать коллегий» (с коллегиями лингвистики, литературоведения, поэтического творчества), «ШТК» (школа тестовой культуры), помогающая 9-классникам и 11-классникам готовиться к ОГЭ и ЕГЭ, есть школьное телевидение, школьные СМИ, медийное направление РДШ (Российского движения школьников). Продумайте заранее, с работой каких «внеурочных» направлений вы хотели бы просто познакомиться, в работе каких – принять участие, попробовать ваши учительские силы.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Обратите отдельное внимание на наш общегимназический проект «Чтение с увлечением» (он размещен на сайте). Воспитание читателя-школьника в нашей гимназии – это не «частное» дело учителей начальных классов, литературы и библиотекарей. Это общее дело всего педколлектива, в том числе – студентов, приходящих на практику. За время вашей практики в школе пройдет много мероприятий, адресованных читателям: конкурсы проекта «Книголюбы», Устный журнал девятиклассников, посвященный 75-летию победы в Великой Отечественной войне, встречи с выпускниками, издателями, писателями, учеными, артистами, выставки и игры в школьной медиатеке. Не пропустите мероприятия этого проекта, ведь проблема детского чтения – одна из важнейших сегодня школьных (и шире – государственных) проблем, а пути решения мы придумали интересные!

СОВЕТ ПЯТЫЙ. Вас встретит большая команда учителей-словесников Академической гимназии №56. В этой команде – «титулованные» педагоги, известные не только в городе, но и в России. В ней – Заслуженные учителя и Почетные работники общего образования, победители конкурсного отбора в рамках Нацпроекта «Образование», обладатель малого хрустального пеликана (победитель конкурса «Учитель года России»), победители всероссийских и региональных профессиональных конкурсов, авторы методических пособий, статей по педагогике, методике преподавания русского языка и литературы, лингвистике, литературоведению, опытные эксперты ГИА, наставники победителей регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, специалисты, работавшие в ОЦ для одаренных детей «Сириус», успешные молодые учителя. Понаблюдайте за их работой: за «классикой жанра», за интересными новыми решениями. Попросите рассказать не только о «высоком», но и о том, как проверять тетради, организовывать работу над ошибками, как помогать ученикам, испытывающим проблемы при освоении вашего предмета, разберитесь с критериями оценивания разных видов работ (это очень сложный вопрос!).
Не ограничивайте свое пребывание в школе только кабинетом учителя-наставника и классом, к которому будете «прикреплены». Вам даже не придется ни к кому «напрашиваться»: двери всех кабинетов словесности (и, разумеется, проходящие там уроки) открыты для вас. 
Опыт показывает, что учиться надо не только у преподавателей «своего» предмета. Поэтому мы каждый год приглашаем студентов-словесников к «смежникам»: учителям истории, обществознания, истории и культуры Санкт-Петербурга. Мы советуем поискать интересное не только у «лириков», но и у «физиков». С удовольствием пригласим вас на такие уроки. К тому же понаблюдать за классом, в котором вы будете работать, лучше на разных учебных дисциплинах.

СОВЕТ ШЕСТОЙ. Нам очень хочется, чтобы ваша практика не сводилась исключительно к посещению уроков учителя-наставника и проведению «зачетного» количества уроков в классе. Современная школа (не только наша!) – это больше чем только уроки. Мы готовы (как и в предыдущие годы) познакомить вас с работой разных служб и подразделений: воспитательной службы (отвечающей за культурно-просветительскую и волонтерскую работу, акции, праздники, игры), медиатеки (нашего информационно-культурного центра), информационной службы (наших школьных СМИ), психолого-педагогического медико-социального центра (ППМС-центра) (осуществляющего сопровождение наших детей, оказывающего социальную, психологическую, профориентационную, логопедическую помощь), Центра дополнительного образования, объединения классных руководителей.
Постарайтесь за время практики обратить внимание не только на уроки, но и на школьную документацию: журнал, «Социальное портфолио класса», «Портфолио выпускника», программу развития школы и образовательную программу, разберитесь, в чем отличие программы общего образования от программ внеурочной деятельности и дополнительного образования. Посмотрите, как мы работаем с нашими партнерами: музеями, библиотеками, «Академией талантов», «Академией цифровых технологий», «Эколого-биологическим центром», вузами. 
Попробуйте понять, как строится сегодня очень непростая работа – работа с родителями учеников. 

СОВЕТ СЕДЬМОЙ. «Технопарк» нашей гимназии большой и современный. В нем есть все для работы с «цифрой»: интерактивные доски, «панорамные классы», планшеты и пульты «обратной связи», 3D очки, «электронные киоски»… Будьте готовы к тому, что не во всех классах есть маркерная доска (ее заменяет электронная). Не волнуйтесь: учителя и специалисты окажут вам помощь. И техническую, и «содержательную». Главное – настрой на работу с современным школьным оборудованием. 
Правда, на уроках литературы главным (или одним из трех главных) «действующим лицом» остается Книга. Мы не запрещаем нашим ученикам использовать электронные ридеры, но убедительно просим их не пользоваться текстами, закачанными на смартфоны. И вас просим о том же. 

СОВЕТ ВОСЬМОЙ. Примите, пожалуйста, без обсуждений: в гимназии действует достаточно строгий дресс-код (и для учеников, и для учителей). Мы, разумеется, никого не наказываем, не выгоняем из школы, ни на кого не устраиваем «охоту». Потому что НЕ НА КОГО. Просто мы об этом договорились. И с вами мы заранее хотим договориться, что в гимназии для учителей принят деловой стиль одежды, исключающий джинсы, спортивные футболки с надписями, толстовки, спортивную обувь. Мы приветствуем аккуратность в прическах, просим студентов отказаться от пирсинга на лице, по возможности скрыть татуировки. Мы будем рады, если вы поддержите наш общий корпоративный стиль.
В гимназии принято уважительное отношение всех ко всем. Конечно, все мы (и взрослые, и дети) живые люди… Но возникающие «ситуации непонимания» мы стараемся преодолевать спокойно, не обижая и, само собой, не оскорбляя друг друга. Если вы стали свидетелем ссоры между детьми (такое в любой школе бывает), назревающего конфликта, если почувствовали, что ребенка что-то тревожит, расстраивает, что он плохо себя чувствует, не оставайтесь равнодушными. Вы – учитель, который может погасить детскую ссору, может помочь преодолеть агрессию или негодование, сгладить ситуацию, предотвратить проблемы со здоровьем, травмы.

СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ
Попробуйте погрузиться в школьную жизнь с головой! Попробуйте разглядеть все ее многообразие, почувствовать ее ритм. Не бойтесь спрашивать и переспрашивать. У всех школьных работников: завуча по предмету, руководителя учебной части, учителя-предметника, классного руководителя, школьного психолога, педагога-организатора, библиотекаря. Разговаривайте с ребятами о важном для них (стоит ли напоминать, что коллег и родителей мы не обсуждаем ни при каких обстоятельствах, даже если дети провоцируют на такой разговор), узнавайте, чем, помимо уроков, они заняты в школе, что ценят, чем дорожат, что вызывает у них вопросы и затруднения.
Наша школа – открытая школа, она давно живет в режиме федеральной стажировочной площадки, пространства проведения практики студентов разных петербургских вузов, центра проведения региональных и всероссийских мероприятий. Именно поэтому мы умеем показывать, рассказывать, готовы помогать.
Попробуйте (знаем: непросто!) не быть «гостем», забежавшим «буквально на минуточку», не быть сторонним наблюдателем, жестко ограничившим свою «миссию» списком заданий для практики. 
Знаете, у нас в школе есть один СЕКРЕТ. Он таков: «Наш главный секрет в том, что у нас ни от кого нет секретов». Допускаем, не все увиденное покажется вам применимым в собственной практике. Что-то вызовет вопросы или даже несогласие. Спрашивайте! Обсуждайте! Предлагайте свои решения! Рассказывайте старшим коллегам о том интересном в образовании, что видели вы, что вычитали, что придумали сами! 

P.S. Коллеги! Этот учебный год совершенно особенный для нас. Это год тридцатилетия «новейшей истории» Академической гимназии №56, крупнейшего образовательного комплекса России (6 зданий, около 500 сотрудников, более 3000 учеников и воспитанников). РГПУ им. А.И. Герцена (ЛГПИ) – это институт, из которого вышли многие наши педагоги, это один из важнейших наших партнеров сегодня. Мы будем рады, если ваша практика будет «учением с увлечением», будет общим интересным делом гимназии и университета, будет яркой страницей нашего «Календаря юбилейных дел». 
Ждем вас!

Екатерина ТЕНЮТИНА, заместитель директора ГБОУ «Академическая гимназия №56», Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук