По сложившейся традиции начали с ложки дегтя, а именно: ученые посетовали, что примеры коррупционного поведения обнаруживаются еще со времен древности. Что уж говорить о современности, когда коррупция как явление живет в каждой стране мира. И каждая страна борется с ней своими методами и способами, вплоть до смертной казни. По показателям мирового индекса противодействия коррупции первенство держит США. Наша страна пока занимает 138‑е место из 180 (данные за 2018 год). Параметры измерения данной шкалы зависят прежде всего от уровня развития социально-экономической сферы, поэтому, как утешают ученые, у России все еще впереди.
Отечественные рейтинги и исследования показывают, что в период с 2008 по 2018 год в списке профессиональной коррумпированности сфера образования занимает стабильное 4‑е место. В «лидерах» - сфера здравоохранения. В то же время, по данным социологов, медленно, но верно меняется отношение россиян к коррупционным проявлениям. Например, в 2017 году 83% наших сограждан отметили, что отрицательно относятся к получению/даче взятки. А в 2018 году больше половины россиян увидели положительную динамику в борьбе с коррупцией. На сегодня это рекордный показатель.
Как считают эксперты, важную роль в этом играют средства массовой информации, которые рассказывают о случаях коррупционного поведения, а также большая просветительская работа, которая ведется в том числе в образовательных организациях. Если говорить о второй позиции, то многое зависит от неравнодушия педагога, занимающегося этим направлением, от его искренности и понимания того, что данную работу нельзя проводить для «галочки». Ведь, если коррупцию из абстракции перевести в конкретику, окажется, что от неправомерных действий того или иного человека могут пострадать ты сам, твоя семья, твои близкие, друзья, знакомые и т. д. Таких примеров множество, и если приводить их детям, поменяется их мнение относительно такого явления, как коррупция. Те ребята, кто поначалу утверждает, что против коррупции борешься тогда, когда она не в твою пользу, пересматривают свою точку зрения, знакомясь, например, с такой практикой, как купленные водительские права, и числом людей, погибших в ДТП.
Педагоги и эксперты считают, что в правовом воспитании важны прежде всего системность, комплексность и интегрированность в образовательный процесс. И начинать, конечно, нужно с малого. Например, в начальной школе в рамках антикоррупционного воспитания можно использовать такие формы работы, как беседы и ролевые игры. Ребятам с 5‑го по 9‑й класс будут интересны коллективная творческая деятельность, ролевые игры и практикумы. А со старшеклассниками нужно проводить занятия-дискуссии. При этом, как заметила заместитель директора по УВР школы №593 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга Оксана Барсегян, важно, чтобы ребенок был не столько напичкан информацией, сколько мог в ней разобраться, проанализировать, прочувствовать, ведь речь идет не о чем-нибудь, а о формировании мировоззрения. К слову, ребят, которые принимают участие в конкурсе эссе, касающихся антикоррупционной темы, становится все больше, и, самое главное, большинство из них опираются на свой социальный опыт, а не используют примеры из Интернета.
Вообще, как говорят педагоги, с детьми работать гораздо легче, чем с их родителями. Хотя многие классные руководители проводят родительские собрания, используя самый разный формат, в том числе дискуссии и игры. И темы для дискуссий выбираются те же, что и для детей. Однако вести диалог часто очень трудно, поскольку родители - это взрослые люди с устоявшейся жизненной позицией. Увы, есть примеры, когда они вступают в конфронтацию с педагогом. Поэтому самый эффективный прием, на взгляд учителей, заключается в том, чтобы объяснить родителям в индивидуальном порядке, что определенная модель поведения может в будущем принести вред их ребенку.
И опять же большинство участников конференции подчеркнули, что, прежде чем заниматься антикоррупционным воспитанием, нужно найти точку опоры в себе. Это поможет сделать шаг от формализма к качеству. Кроме того, важно найти единомышленников. Если в школе найдется хоть один человек, который искренне поддержит вас, это уже сила. А критическая масса учителей, как показывает опыт, способна перевернуть сознание.

Санкт-Петербург