- Алексей Моисеевич, означает ли это, что ваши учителя работают на две ставки и более?
- У наших учителей больше 26 часов нет, средняя нагрузка на учителя - 24 часа. Интенсификация происходит за счет высокой наполняемости классов: в классах много детей, но и сравнительно много денег. Школа построена в большом, густонаселенном и достаточно новом микрорайоне, поэтому у нас большое количество учеников. А благодаря подушевому финансированию за детьми «приходят» деньги. И их мы распределяем следующим образом.

Как делить будем?
- Мы единственная школа в городе, в которой уроки длятся 40 минут, - говорит директор. - Мне хватило сил и воли доказать, что внимание ребенка более 35 минут не работает. Зачем мы будем обманывать себя и детей? Поэтому сделали уроки по 40 минут, в том числе и в старших классах. Но зато перемены у нас по 20 минут. То есть мы даем детям возможность отдохнуть после урока, переключиться, сходить покушать. Дети даже успевают позаниматься теннисом - столы у нас стоят в свободном доступе - или бегут поиграть на музыкальных инструментах - у нас создан вокально-инструментальный ансамбль, и ребята даже на переменах любят репетировать.
С другой стороны, благодаря такому расписанию у учителя получается недоработка в пять минут. Мы умножаем эти пять минут на 18 и получаем еще два урока. Эти два урока мы отдаем на работу с отстающими учащимися. Все двоечники и отстающие учащиеся приходят к своему учителю на эти два часа на дополнительные занятия. Бесплатные дополнительные занятия!
Еще мы выделяем каждому педагогу два часа на работу с детьми по индивидуально-групповой работе. Ребята, проявляющие интерес к какому-то предмету или теме, могут записаться к учителю на углубленные занятия. Также дополнительно два часа мы даем на работу с одаренными детьми и еще два часа на подготовку участников олимпиад - мы надеемся на хорошие результаты. За все четыре направления мы учителю платим, а для детей эти занятия бесплатны.
Если мы видим, что у учителя есть успехи, мы готовы его дополнительно поощрить. По нашему положению об оплате труда мы даем премии по результатам полугодий, к Дню учителя, к 8 Марта и 23 Февраля. По предварительным подсчетам, в конце года у нас соберется около двух миллионов рублей, и здесь мы включаем механизм портфолио. Каждый преподаватель доказывает свои успехи и получает соответствующее вознаграждение. В прошлом учебном году в июне у нас было 800 тысяч рублей, из них некоторые педагоги получили 68 тысяч рублей, а были и те, чья премия составила пять тысяч. Также наши учителя получают премии к 50‑летию и 60‑летию, к рождению ребенка и к свадьбе - по 10200 рублей. Есть премии за успехи, например, за организацию концертов, за первое место в олимпиадах, за проведение какого-нибудь интересного мероприятия. Оказывали материальную помощь в размере заработной платы, когда человек болел. Все расчеты и траты обязательно согласуются с профсоюзом. У нас работает комиссия по распределению средств, ее деятельность абсолютно прозрачна, в составе комиссии пять человек: председатель профкома, три учителя и председатель комиссии в лице замдиректора. Все учителя подают свои результаты в виде баллов, их пересчитывают в комиссии, затем мне подают докладную, и мы вместе с советом школы подводим итоги и отдаем результаты в бухгалтерию. В этом году мы коллегиально решили ограничить ежегодную премию тремя окладами - до 30600 рублей. Это позволит премировать большее число педагогов.
Кроме этого, в школе проводится свой собственный конкурс «Учитель года». Мы его организуем по всем правилам, премия победителю - 100 тысяч рублей. В прошлом году ее получила учитель биологии и экологии Марина Алексеевна Шацких. Также есть премии для учеников - пять премий по 10 тысяч рублей. Правда, в прошлом году выдали шесть премий - прекрасных, умных, замечательных учеников много! Все поощрения из денег, которые заработали сами.

Что помогает заработать?
За год на развитие материально-технической базы в 102‑й школе потратили 6,5 миллиона рублей, остальные, по словам директора, пошли на заработную плату. Спросите, сколько это - остальные? По положению, утвержденному городской Думой, каждый рубль внебюджетных средств делится на две части: 55% идет на заработную плату, 45% - на материально-техническое обеспечение. Из этих 55% учителя школы получают 60%, остальное идет на налоги и оплату организаторам, в том числе завучам и директору.
Одна из главных статей дохода внебюджетного фонда - платные дополнительные занятия. Они в школе тоже есть и пользуются высоким спросом. Если учитель набирает группу в 15‑20 учеников, у него дополнительно выходит 12‑15 тысяч рублей к заработку. Занятия различные, главное условие - они должны быть развивающими. Например, платные групповые занятия по иностранному языку, 3D-моделирование и проектирование, развивающие задачи по математике и так далее. Практически все учителя школы ведут подобные развивающие курсы.
Еще одна статья дохода - это подготовка к школе. В 102‑й разработана своя программа «Дошколенок», которая включает не только занятия по русскому языку, чтению и математике, но и физкультуру, иностранные языки, изобразительное искусство. С дошколятами работают как учителя начальной школы, так и учителя физкультуры, иностранных языков, изобразительного искусства и обязательно психолог. В школе пять начальных классов по 42 человека каждый. Спрашиваю Алексея Моисеевича, а почему бы не открыть шестой класс? Тогда бы во всех наполняемость была меньше и всем было бы удобнее.
- Как только мы откроем еще один первый класс, мы через три года выйдем во вторую смену, и у нас не будет ни кружков, ни дополнительных занятий во второй половине дня, - обещает Алексей Моисеевич. - Сегодня у нас почти все учителя ведут кружки. Мы целенаправленно принимаем на работу только тех педагогов, которые могут вести дополнительно какие-то кружки. В итоге дети имеют возможность большого выбора: хор, робототехника, конструирование, моделирование, кройка и шитье, изготовление моделей в 3D, театральная студия и еще много чего. Одних только спортивных секций 17, практически по всем видам спорта. И все это бесплатно для детей, но с оплатой учительского труда!

О роли учителя и не только
- Но в переполненных классах очень сложно работать!
- Двухлетний опыт доказывает, - говорит директор, - что проблем в этом нет. Учителя справляются. Учитель сегодня ничему не учит, времена Аристотеля прошли. Раньше учитель мог вывести учеников на берег реки и рассказывать им, что нельзя дважды войти в одну и ту же воду, и показать это на примере.
- Но он все равно учит, например, добывать знания!
- Да, учитель сегодня навигатор, его задача - организовать знания, помочь, перевести в индивидуальную траекторию. Когда я говорил об интенсификации, я именно это и имел в виду. Наши учителя много работают, они не просто получают деньги, а зарабатывают их. Многие начинают работу с семи утра, я и сам прихожу к семи - надо приготовиться, почту разобрать, ответить на письма, с родителями переговорить. А в 7.40 выйти с завучами ко входу встретить детей. Посмотреть, какой учитель опоздал,  я ему сделаю замечание. С родителями на входе поговорить. В восемь утра начинается учебный процесс, и я ухожу в свой кабинет.
- Ходят слухи, что Фактор утром встречает учеников и здоровается с ними за руку. Так ли это?
- Встречаю и с некоторыми действительно здороваюсь - или с выдающимися личностями, или просто потому, что знаю человека.
- На сколько может хватить директора школы, чтобы каждое утро встречать тысячу учеников и здороваться?
- Это стиль. Я когда в 15‑й школе работал, делал так же, мне тоже хватало сил и времени. Просто мне интересна моя работа! Так же и с финансами. Когда директор говорит, что денег нет, надо посидеть и подумать. И не только про себя, а про своих учителей - как для них сделать экономическое благополучие. Возможно, мы пошли не самым хорошим путем, он далеко не идеальный. Но, к сожалению, общество учителю установило ставку в 10200 рублей. Установит в 20 тысяч - тогда будет легче. Хотя, по моему мнению, заработная плата и качество работы - это разные категории. Заработная плата не может определять качество работы. Если человек любит свою работу, он и за 10200 будет работать хорошо. А тому, кому школа не нужна, любой зарплаты не хватит. Школа - это не место, где зарабатывают деньги. Школа - это место, где учат детей. Труд учителя очень тяжелый и зачастую неблагодарный. Очень хотелось бы изменить эту ситуацию хотя бы в нашей отдельно взятой школе, поэтому мы предложили свой выход. Допускаю, что он далеко не всем понравится, но именно за счет интенсификации у школы есть деньги.

У всех на виду
В кабинете директора на столе табличка с надписью «Ведется аудиозапись», рядом несколько камер и экранов с прямой трансляцией из классов и школьных коридоров. На противоположной стенке большой экран, на котором тоже идет видеотрансляция, - так директор может побывать на любом уроке в любое время.
- Я в день могу побывать на восьми уроках! - с гордостью заявляет он. - Потом каждый урок можно в записи разобрать вместе с учителем. Если где-то учитель не согласен, я говорю: «Давай посмотрим вместе». Для директора это огромная экономия времени. Такие же мониторы стоят у всех завучей.
В школе установлено 204 камеры внутри и 27 камер внешних. В ближайшее время закупят еще 38 камер для лестничных пролетов. «Чтобы не оставалось шансов ни для буллинга, ни для чего-то еще подобного». На создание безопасной образовательной среды и покупку нового современного оборудования, в том числе и для видеонаблюдения, тратится школьная внебюджетка - те самые 6,5 миллиона рублей.
А еще на создание музеев, которых в школе восемь, а планируется открыть 14! Они все тут, на виду, в просторных школьных коридорах и аудиториях. Музеи, посвященные известным землякам-воронежцам Гавриилу Троепольскому, Анатолию Жигулину, Вячеславу Дегтеву, музеи боевой славы и дальней авиации, памятный мемориал на школьном дворе в честь военных летчиков, защищавших Воронеж и погибших в годы Великой Отечественной войны. Как говорит директор школы, денег не бывает много, самое главное - уметь ими разумно распорядиться. В том числе и в интересах детей, для их воспитания и безопасности - не только физической, но и моральной.

фото автора