Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям»:
- Общероссийский народный фронт еще в 2014 году обратил внимание на необходимость пятилетней подготовки учителей. Тогда по итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» Президент России поручил рассмотреть вопрос о подготовке педагогов и инженеров по программам специалитета.
В настоящее время подготовка учителей в формате специалитета полностью прекращена. С момента последнего набора на педагогические специальности прошло девять лет. За это время во многих вузах не только сократились учебные часы и практические занятия, но и ушла фундаментальная составляющая подготовки учителей, снизился контроль за качеством. Некоторые учебные заведения, пытаясь залатать эту брешь, реализуют программы пятилетнего бакалавриата. Это обеспечивает возможность подготовки студентов по двум профилям, но в содержательном плане не может сравниться со специалитетом.
Между тем педагогическая реальность, с которой сталкиваются выпускники программ бакалавриата, становится с каждым годом динамичнее и сложнее. Одним из основных принципов образовательного процесса в наших школах стала инклюзия. А это требует от учителя уровня квалификации, который позволял бы одинаково успешно работать и со здоровыми детьми, и с детьми, имеющими определенные ограничения, с одаренными учениками и отстающими ребятами, с детьми разных национальностей, культур, конфессий. Новые вызовы ставит перед педагогами и набирающая обороты цифровизация школьного образования.
Сегодня содержание обязательных дисциплин педагогической и методической подготовки будущих учителей часто не включает технологии реализации стандартов общего образования. А это значит, за гранью представлений будущих педагогов остаются работа с ценностями и самоопределением учащихся, формирование метапредметных результатов обучения, организация исследовательской и проектной работы.
Повышение профессионализма педагога - одно из условий реализации глобальной задачи по попаданию нашего школьного образования в десятку мировых лидеров по качеству. От квалификации педагогов напрямую зависит качество подготовки школьников. А лишний год обучения - это более глубокое знание предмета, методики преподавания, дополнительные часы на практику.
Поэтому следует поднять вопрос о предоставлении будущим учителям возможности обучаться по стандартам специалитета.

Сергей БОГДАНОВ, ректор РГПУ имени А.И.Герцена, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО:
- Герценовский университет, являясь одним из ведущих педагогических вузов России, ведет подготовку учителей для всех регионов страны, готовя как бакалавров, так и магистров.
Почти за 30 лет университетом накоплен большой опыт ведения уровневой подготовки. Именно наш университет был инициатором такой модели, при которой за четыре года в бакалавриате готовится учитель русского языка и литературы для основной школы, а чтобы преподавать в старшей школе, ему необходимо еще два года отучиться в магистратуре.
Работа по совершенствованию качества педагогического образования в нашем университете и в других вузах страны ведется постоянно.
Есть понимание необходимости разработки и реализации вариативных моделей подготовки педагогических кадров.
Складывается хорошая практика формирования открытости пространства педагогического образования, когда вузы сотрудничают не только между собой, но и с колледжами, школами, детскими садами и домами детского творчества. В Петербурге это, например, Герценовский образовательный округ, в который уже входят более 20 образовательных организаций. Происходит реальная интеграция систем общего и педагогического образования в вопросах подготовки педагогических кадров нового поколения.
Кроме того, педагогические образовательные программы строятся с учетом требования принципа модульности, а это позволяет оперативно обновлять их в соответствии с вызовами времени или запросами рынка труда.
Трудоустройство выпускников является одним из ключевых показателей эффективности деятельности вуза. По итогам 2018 года 84% окончивших Герценовский университет по направлению «Педагогическое образование» работают по специальности.

Галина ВАСИЛЬЕВА, депутат Петрозаводского городского совета, экс-директор лицея №13, Петрозаводск, Карелия:
- Мы учились в Карельском государственном педагогическом институте четыре года. Мне кажется, что готовили нас очень хорошо, потому что сильными были блоки методики преподавания, педагогики и психологии. О подготовке сегодняшних выпускников педагогических вузов ничего плохого сказать не могу - о тех, кто дошел до школы и остался в профессии. Однако все-таки вышеназванные блоки у бывших студентов серьезно западают. Методическая служба образовательного учреждения должна целенаправленно помогать молодым специалистам, чтобы они не разочаровались в профессии. Если за 5 лет обучения для желающих работать педагогами усилят такие направления, как методика преподавания предмета, педагогика, психология и классное руководство, это пойдет только на пользу системе образования.

Ольга ПЕТРОВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
- Вопрос должен рассматриваться с иной точки зрения. Чему научат в вузе будущего учителя русского языка? Сейчас абсолютно на всех факультетах, готовящих педагогов по всем специальностям, существует явный перекос в сторону теории. Педагогической практики очень мало, методики недостаточно. В итоге молодой специалист, приходящий после вуза в школу, в лучшем случае напичкан академическими знаниями, не имеющими никакого отношения к преподаваемому им школьному курсу. В худшем случае все эти академические знания просто выветриваются из его головы. Зачем же он учился и чему? На мой взгляд, необходим пересмотр вузовских программ для будущих педагогов. Кстати, директора многих школ считают, что лучшие учителя выходят не из вузов, а из педагогических колледжей, где студенты учатся четыре года. Секрет в том, что в колледжах больше практики и методики.

Светлана КУЛЕВА, директор лицея №87, Нижний Новгород:
- Конечно, за четыре года студент не может быть подготовлен к работе в школе. Активная практика сокращена настолько, что студент не успевает осознать всех особенностей и подводных камней будущей профессии, не то что психологически приготовиться к сложностям. Выпускники не идут в школу, потому что боятся, они не умеют разруливать сложные ситуации, у них почти нет опыта общения с детьми и родителями. Так же и в предметной сфере. Учебные планы заметно сокращены, многое спущено на самостоятельное изучение, из-за слияния кафедр из высшего педобразования ушли лучшие специалисты. Словом, я за возвращение к специалитету и, главное, к прежней системе педагогической практики. Она должна занимать достойное место в учебных планах, с первого до выпускного курса.

Лариса РЫБИНА, мама студентки гуманитарного факультета Воронежского государственного педагогического университета:
- Я считаю, что и пять, и даже семь лет обучения для глубокого освоения будущей профессии - это немного. Сейчас такой сложный мир, что чем больше у тебя знаний, профессий и компетенций, тем лучше. Думаю, для учителя, как и для врача, сроки обучения важны, на них нельзя экономить. И там и там важна практика, поэтому если вводить еще один год обучения, его можно посвятить практическим занятиям в школах.