На практике участники мастер-класса изучают всю технологическую цепочку дебатов - от формулирования темы или резолюции (motion) до тонкостей судейства, делают вывод о формировании ключевых навыков XXI века.
Кратко рассмотрим план проведения мастер-класса. Сначала учителям предлагается сформулировать признаки технологии. Вместе делаем вывод, что есть общее и различия между производственными и гуманитарными технологиями. К последним относятся педагогические технологии.
Технология в узком смысле - способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества и управления.
Технология включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создает материальный продукт, информационная технология (ИТ) - информационный продукт.
Переходим к навыкам XXI века. Четыре основных навыка XXI века, или так называемых 4C: critical thinking (критическое мышление), communication (коммуникация), creativity (креативность), collaboration (совместная работа).
Далее мы разбираем технологию дебатов и смотрим, как она работает на развитие этих качеств. Делаем дополнительный акцент на том, что это еще и игра.
Подробно останавливаемся на британском формате парламентских дебатов. Первый этап - регламент дебатов (порядок выступлений команд, время на выступление, право на вопросы, особенности роли каждого спикера). Затем - аргументационный кейс (останавливаемся на требованиях к кейсу, структуре аргумента). Все это рассматриваем через заявленную тему. Участники распределяются по парам и по каждому пункту обдумывают и обсуждают свой кейс. Далее следуют стратегии опровержения. Рассматриваем ситуацию в статусе quo и статусе future. В итоге выбираются две команды, которые вне аудитории в течение 15 минут готовятся к дебатам по выбранной теме. Пока спикеры готовят свои кейсы, остальные участники рассматривают правила судейства.
Как можно применять эту технологию на уроках: 1) дебаты не по теме урока, а по блоку (исключение - некоторые темы обществознания); 2) тема объявляется в начале изучения блока как проблема (приходим к ней вместе с детьми); 3) принцип постепенности (можно правила модифицировать, упрощать и постепенно продвигаться к классическим правилам); 4) избыточный материал (нужно снабжать учащихся дополнительными источниками); 5) воспитательная цель должна быть обязательно (проблему формирования каких ценностей поднимаем).

Ломоносовская школа - Зеленый мыс, Мытищи