Совсем недавно произошло, как принято говорить, широко известное в узком кругу событие - права на линию учебников по физике для 7-9‑х классов автора Александра Васильевича Перышкина перешли к издательству «Экзамен».
По большому счету потребителю не так важно, кому принадлежит право на издание учебников, главное - их содержание, но мы не смогли пройти мимо этой истории по двум причинам: во-первых, об учебных пособиях издательства «Экзамен» мы, а точнее лучшие учителя России, периодически рассказываем читателям в рубрике «Практикум» и получаем на них очень позитивные отклики, и во-вторых, история рождения новых учебников физики настолько необычна и интересна, что заслуживает особого внимания.
Итак, мы беседуем с главным редактором издательства «Экзамен» Львом Дмитриевичем ЛАППО о том, как создаются учебники, что такое пустить в тираж новый учебник физики великого Перышкина - благо или наказание и, главное, что там, под новой обложкой, - хорошо забытое старое или новое прочтение классики?

- Лев Дмитриевич, издательство «Экзамен» можно поздравить с расширением ассортимента учебных изданий. Расскажите, пожалуйста, о новой линии учебников по физике.
- Да, действительно, произошло очень значимое для нас событие. Издательство «Экзамен» подготовило три современных учебника по физике для 7, 8 и 9‑х классов. Автором учебников является хорошо известный не одному поколению школьников Александр Васильевич Перышкин. Ранее аналогичную линию учебников выпускало издательство «Дрофа». Когда права на учебники Перышкина перешли к нам, мы доработали и осовременили эти книги, создали новый красивый и интересный макет, при этом бережно сохранив авторскую концепцию обучения физике. Учебники получили положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертизы и будут направлены в Министерство просвещения Российской Федерации для включения в Федеральный перечень.
- Означает ли это, что вышедшие ранее в издательстве «Дрофа» учебники не отвечают необходимым требованиям?
- Вовсе нет. Ведь в основе всех учебников, на титуле которых значится поистине легендарная фамилия автора Перышкин, лежат фундаментальные базовые знания, актуальность и корректность которых никто не ставит под сомнение.
- Тем не менее мы сегодня говорим о современной редакции старой доброй классики. Хотелось бы подробнее узнать про сходства и различия учебников Перышкина до и после «Экзамена» и о том, как шла работа над новой линией.
- Прежде всего мы поставили перед собой задачу изучить весь массив архивных материалов, а именно рукописей, рабочих записей и прижизненных изданий Александра Васильевича, и основывались исключительно на них. В ходе такой скрупулезной научно-исследовательской работы удалось обнаружить множество материалов, которые были утрачены при создании линии учебников, выходивших в издательстве «Дрофа», и восстановлены в наших изданиях.
В этом отличительная особенность и уникальность наших книг, и в то же время это наш главный аргумент в инициированной издательством «Дрофа» полемике в отношении нарушения нами их авторских прав. Мы с полной ответственностью заявляем, что в наших учебниках нет ни одной строчки, которая могла бы быть истолкована как плагиат по отношению к лицензионной книжной продукции издательства «Дрофа». Кроме того, права на учебники А.В.Перышкина у издательства «Дрофа» закончились в апреле этого года.
- Узнаваемый логотип вашего издательства уже давно является признанным знаком качества для целевой читательской аудитории. Актуальные, понятные, информативные учебные пособия помогают педагогам и ученикам интересно и эффективно выстроить и индивидуальную образовательную траекторию, и систему повторения, и подготовку к экзамену, являясь очень важным дополнением к материалам учебника. Какие известные брендовые учебники получают от вас такую методическую поддержку? И в каком объеме издательство сопровождало издаваемую в «Дрофе» линию учебников Перышкина?
- Да, действительно, издательство «Экзамен» уже много лет создает учебные пособия к школьным учебникам, таким как линии «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, «Математика» М.И.Моро, УМК «Английский язык» «Enjoy English» М.З.Биболетовой, УМК «Английский язык» И.Н.Верещагиной, УМК «Математика» Н.Я.Виленкина, УМК «Физика», «Сборник задач по физике» А.В.Перышкина. Особую нишу занимают и другие издания к учебникам Перышкина для 7-9‑х классов, причем написанные известными и авторитетными авторами. Например, «Рабочие тетради» Р.Д.Миньковой и В.В.Ивановой, «Тетради для лабораторных работ» Р.Д.Миньковой, В.В.Ивановой и С.В.Степанова. В учебно-методический комплект к учебникам Перышкина входят также написанные известными преподавателями-методистами О.И.Громцевой и А.В.Чеботаревой «Контрольные и самостоятельные работы по физике» и «Тесты по физике».
- Почему такое особое внимание издательства привлекли именно физика и именно этот автор?
- Для нас этот проект особенный. Это тот редкий случай, когда обычная работа над учебными пособиями дала возможность открыть огромный пласт оригинального материала, принадлежащего перу Александра Васильевича Перышкина, и изучить его наследие. Стало очевидным, что за годы переизданий этого учебника многое было утрачено: исключено, трансформировано. Возникло четкое понимание того, как Перышкин видел курс физики для детей, и в этом контексте стала очевидной идея возрождения классического учебника физики с учетом современных реалий: достижений науки и техники, новых теорий и терминов, приборов и технологий и т. д. При этом должен выдерживаться подход великого методиста Перышкина к преподаванию, сохраняться его логика изложения и замечательный, простой, понятный язык.
- В начале разговора вы упомянули о новом дизайне учебника. Значит ли это, что издательство нашло оптимальное для успешного учебного процесса сочетание формы и содержания?
- Оценивать результат нашей работы будут, конечно, те, для кого мы готовили новые учебники. С удовольствием расскажу о некоторых дизайнерских приемах. Каждая глава имеет свой цвет, поэтому найти нужный материал по такой цветовой маркировке теперь можно легко и быстро. Формулировки законов, определения и формулы - все то, что нужно выучить наизусть, - помещено в рамках на голубом фоне. Новые термины выделяются синим цветом жирным шрифтом. Выводы, замечания или важные для понимания мысли подчеркиваются синей чертой. Весь курс сопровождает забавный человечек, имеющий некоторое сходство с Эйнштейном. Он в каждой главе занят разными делами: где-то манипулирует с весами, где-то - с линейкой, где-то помогает делать опыты, предлагает ответить на вопросы... Мы убеждены, что небольшой элемент юмора в серьезном курсе снимает излишнее напряжение и помогает лучше запомнить учебный материал.
- Можно предположить, что в таком учебнике нашлось место и занимательной физике, и дополнительным познавательным разделам…
- Вы совершенно правы. Конечно, все главы и параграфы, последовательность изложения - в точности как в классических учебниках Перышкина. Но кроме обязательных параграфов мы реализовали принцип «учение с увлечением» и дополнили базовые фундаментальные основы портретами выдающихся ученых с короткими рассказами об их жизни и вкладе в науку, ввели самостоятельные разделы. Так, в рубрике «Для любознательных» приводится дополнительный интересный материал, например, что такое адронный коллайдер, цунами, как действует инфразвук на человека, как устроена сотовая связь, а также представлен материал для более углубленного изучения физики. Сквозная рубрика «Подведем итоги главы» содержит повторение главных моментов каждого тематического раздела. В рубрике «Развиваем критическое мышление» дается интересная тема, а учащимся предлагается ее обдумать, найти дополнительные доказательные материалы, подготовить аргументы и провести научную дискуссию.
- Что вы можете сказать в ответ на возможные вопросы о характере преемственности учебников курса физики? В какой степени обновлено и актуализировано содержание книг, вышедших в вашем издательстве?
- Новые учебники сохраняют преемственность по отношению к тем, которые выпускались в издательстве «Дрофа». Школьники, начавшие изучать физику по старым учебникам, могут продолжать спокойно учиться по новым. Но отличия все-таки есть. Назову некоторые и поясню причины редакторских правок.
Например, из учебника для 8‑го класса в учебник для 7‑го класса перенесен параграф 11 «Скорость движения молекул и температура тела». Александр Васильевич Перышкин считал, что, не введя термин «температура», не объяснив, как она связана с движением молекул и чем измеряется, невозможно двигаться дальше, поэтому материал излагается именно в такой последовательности. В параграф 51 для семиклассников включена формулировка закона Архимеда. «Потенциальная энергия» и «Кинетическая энергия» - это теперь два отдельных параграфа, что облегчает понимание темы. Добавлена лабораторная работа «Определение работы и мощности при равномерном движении тела», необходимая согласно требованиям Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
- А какие новые знания получат восьмиклассники?
- Для этих учащихся вводятся понятия напряженности электрического поля и полного внутреннего отражения, объясняется, почему возникает мираж, как устроены проектор и фотоаппарат, чем пленочный фотоаппарат отличается от современного цифрового, что такое волоконная оптика, обсуждаются экологические проблемы использования тепловых машин и многое другое.
Кроме того, добавились лабораторные работы «Наблюдение за нагреванием и кипением воды», «Изучение последовательного соединения проводников», «Изучение параллельного соединения проводников», «Измерение углов падения, преломления и отражения света», расширена лабораторная работа с собирающей линзой. Все вышеперечисленное было включено в курс согласно требованиям ФГОС, в предыдущей линии учебников эти материалы отсутствовали, что вызывало многочисленные нарекания.
- Что приготовила группа составителей и редакторов для учеников 9‑го класса?
- Первая глава начинается с относительности движения, в ней объясняется, для чего нужна система отсчета, что можно считать материальной точкой, а что - нельзя, чем путь отличается от перемещения, рассматривается графическое представление движения и так далее. Затем следует логичный переход к видам движения: равномерное, неравномерное, равноускоренное, свободное падение. Только после этого вводятся законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения, закон превращения и сохранения механической энергии, рассматривается теорема о кинетической энергии.
Помимо этого в учебник для 9‑го класса включено много современного интересного развивающего материала про реактивное движение живых организмов, эхолокацию, экзопланеты и многое другое. Согласно требованиям ФГОС изменились количество и состав лабораторных работ, их стало одиннадцать.
- В соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования в курс физики включен раздел по астрономии. Учтено ли это требование времени при составлении нового учебника?
- Безусловно! В новой линии это глава «Строение и эволюция Вселенной» в учебнике 9‑го класса. Материалы к ней предоставлены Институтом космических исследований Российской академии наук. В этот раздел включены, например, снимки Титана - спутника Сатурна, сделанные с места посадки модуля «Гюйгенс», снимки Юпитера, сделанные автоматической межпланетной станцией «Кассини», снимки кометы Чурюмова - Герасименко, сделанные космическим аппаратом «Розетта».
Словом, новый учебник для 9‑го класса получился интересным и насыщенным.
- Лев Дмитриевич, а что интересного в вашем издательском портфеле для энтузиастов электронной школы?
- Наш сегодняшний разговор посвящен физике, поэтому у меня есть дополнительная информация для учителей, преподающих этот предмет: мы разработали электронные формы к учебникам для 7, 8 и 9‑х классов. В них помимо насыщенного видеоряда, роликов, анимации, 3D-моделей и тестовых заданий содержатся интерактивные лабораторные работы, что дает возможность экономить время урока, предлагая виртуальные лабораторные работы в качестве домашнего задания.
- Спасибо за подробный рассказ о модернизации лучшего учебника по физике Александра Васильевича Перышкина и за бережное отношение к настоящей классике учебной литературы. А, кстати, наших читателей наверняка заинтересует, какой методический комплект подготовлен к линиям для 7-9‑х классов.
- К учебникам новой линии для каждого класса мы предлагаем «Рабочую тетрадь», «Тетрадь для лабораторных работ», «Тесты по физике», «Контрольные и самостоятельные работы», а также «Методическое пособие», написанное известным преподавателем-методистом О.И.Громцевой. Методическое пособие включает поурочное планирование с указанием целей, содержания, результатов обучения, методических рекомендаций к каждому уроку, а также тематическое по­уроч­ное планирование и примерные варианты контрольных и самостоятельных работ. И неизменно и традиционно «Сборник задач по физике 7-9». Так что имеется полный учебно-методический комплект.
Желаю всем учащимся успехов в изучении физики!