При поддержке предприятий топливной компании в школах и учреждениях дополнительного образования городов присутствия Ангарска, Глазова, Зеленогорска, Коврова, Новоуральска, Северска, Электростали развиваются направления обучения и подготовки по инженерным и конструкторским специальностям.
Важной частью взаимодействия является помощь в приобретении современного лабораторного оборудования, на котором педагоги могут осуществлять современные демонстрации, а учащиеся - выполнять школьные лабораторные практикумы и вести проектно-исследовательскую работу. Такая углубленная подготовка поможет учащимся успешнее выступать на олимпиадах, конкурсах, смотрах научных достижений школьников, на соревнованиях юных профессионалов по системе WorldSkills. В дальнейшем выпускники «атом-классов» смогут продолжить свое образование в профильных технических вузах.
В этом году «ТВЭЛ» объявила о запуске в регионах нового образовательного проекта. О необходимости серьезных финансовых вложений в образование и инфраструктуру закрытых городов, о воспитании гражданственности путем вовлечения детей и подростков в улучшение условий окружающей их жизни, об ответственности бизнеса перед подрастающим поколением - в интервью с руководителем проекта по созданию среды социального согласия акционерного общества «ТВЭЛ» Юрием КРИВОВЫМ.

- Юрий Иванович, в основательной, крепко сбитой и очень продуманной программе по поддержке школ и учреждений дополнительного образования, реализуемой топливной компанией «ТВЭЛ» на территориях присутствия, появился новый «Детский форсайт». В чем его отличие от «атом-классов», школьных технопарков и других образовательных проектов?
- Главная цель нового проекта состоит в том, чтобы вовлечь подрастающее поколение в улучшение условий окружающей их жизни. Похожие проекты уже реализуются в России в партнерстве бизнес-структур и некоммерческих организаций в ряде территорий. Эти программы показались нам интересными и созвучными нашим стремлениям не только добиться повышения интереса школьников к дисциплинам естественно-математического цикла, их эффективной профориентации, но и обеспечить им качественную социализацию ради развития интеллектуального потенциала и воспроизводства человеческого капитала атомградов. Мы исходим из того, что дети, вовлеченные в идентификацию и решение местных проблем, принимающие сегодня непосредственное участие в созидании будущего своих городов, будут более мотивированы после получения профессионального образования самореализовываться в логике русской пословицы «Где родился, там и пригодился».
Проект «Детский форсайт» родился в результате объединения наших усилий с Фондом социальных инвестиций и Агентством стратегических инициатив. Напомню, что летом этого года в рамках Петербургского международного экономического форума топливная компания «ТВЭЛ» и Агентство стратегических инициатив подписали соглашение о сотрудничестве в реализации стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов», имеющей много общего с нашим проектом.
- Расскажите, пожалуйста, о смыслах и вариативности нового образовательного проекта.
- Для детей он станет первым опытом самостоятельной проектной деятельности. После соответствующей подготовительной работы с нашими тренерами они должны будут предложить городу свою идею по улучшению качества жизни, бизнес-идею или социально значимую инициативу, сформировать команду проекта, привлечь при необходимости партнеров от бизнеса и власти, аккумулировать нужные ресурсы, используя механизмы фандрайзинга и краудфандинга. Диапазон задач может быть самым широким: от совершенствования коммунальной или транспортной инфраструктуры, благоустройства общественных пространств и создания новых площадок для досуга подростков и юношества до разработки проектов по оказанию помощи пожилым людям, экологических инициатив или решения проблем бездомных животных. Непременно в предлагаемых проектах должна присутствовать альтруистическая подоплека - как и что сделать, чтобы принести пользу скорее окружающим, нежели себе.
Благодаря проекту ребята смогут получить возможность актуализировать приобретаемые в школах знания, обрести новые навыки, примерить на себя различные роли и функции. А для педагогов и администраций городов эти идеи школьников станут своего рода подсказками к тому, каким должен быть город, чтобы молодые люди захотели в него вернуться после учебы в вузе.
В октябре программа «Детский форсайт» стартовала в Глазове и Зеленогорске, где состоялись обучающие семинары для педагогов по технологии детских форсайтов, а также двухдневные форсайт-сессии со школьниками, на которых они начали разработку собственных проектных идей. Программный цикл рассчитан на учебный год, и его завершающим мероприятием станет фестиваль «Город своими руками», где команды представят горожанам и властям информацию о реализованных проектах, а наиболее ярко проявившие себя в проекте ребята будут поощрены путевками в МДЦ «Артек».
- Будет ли этот проект тиражироваться в других городах присутствия закрытых административно-территориальных образований топливной компании?
- Да, конечно! В этом году «Детский форсайт» запускается в качестве пилота в Глазове и Зеленогорске, а с 2021 года планируем внедрить его в Северске и Новоуральске, а также, возможно, в Электростали. В этом проекте мы видим много объединяющих гуманитарных смыслов и убеждены в его актуальности.
- Юрий Иванович, далеко не в каждой бизнес-структуре можно найти топ-менеджера, которому делегировано создание среды социального согласия. Расскажите, пожалуйста, как выстраиваются планы в области реализации социальных проектов в сфере развития образовательных технологий и как локальные образовательные проекты, инициированные вашей компанией, коррелируются с государственными образовательными программами.
- Сегодня одну из своих главных задач мы видим в том, чтобы стимулировать вовлечение локализованных в наших городах образовательных организаций в мероприятия национального проекта «Образование», который мы наряду с другими национальными проектами рассматриваем как дополнительный ресурс для развития закрытых административно-территориальных образований. Топливная компания выступает гарантированным внебюджетным инвестором, в случае если колледжи, школы, учреждения дополнительного образования или детские сады принимают участие и побеждают в конкурсах нацпроекта «Образование» на получение грантов или субсидий федерального бюджета. Приведу пример. В феврале этого года был объявлен конкурс в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» на создание высокотехнологичных мастерских по стандартам WorldSkills в организациях СПО. Мы провели необходимую работу в кооперации с Северским промышленным колледжем. Он прошел все этапы конкурса и победил, получив субсидию более 24 млн рублей на создание пяти мастерских по информационным технологиям. Со стороны «ТВЭЛ» колледжу было направлено 2 млн рублей, и уже сейчас отремонтированные в соответствии с брендбуком, оснащенные современным оборудованием и мебелью аудитории СПК готовы принять учащихся.
- Какие еще новые образовательные проекты на подходе?
- Мы оказываем помощь городам в реализации новой модели дополнительного образования детей - создании детских технопарков «Кванториум», нацеленных на формирование инженерного мышления и навыков технопредпринимательства у детей и подростков. В числе победителей федерального и регионального конкурсов - город Глазов, поэтому именно здесь к 2021 году решено создать «Кванториум». Мы выступим бизнес-партнером, направив в проект сумму, равную 20% средств от суммы бюджетных инвестиций. Как и все образовательные и социально значимые проекты, он будет развиваться, и уже в 2022 году при нашей поддержке «Кванториумы» по версии «стандарт» появятся в Зеленогорске и Электростали. Благодаря активному участию в проекте губернатора Свердловской области Евгения Владимировича Куйвашева и АО «ТВЭЛ» «Кванториум-мини» уже в следующем году откроется в Новоуральске.
Помимо этого в рамках все того же национального проекта «Образование» сформирован план создания центров цифрового образования детей по программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Такие центры, так называемые IT-кубы, появятся в 2022 году в Северске и Глазове. До конца этого года центр цифрового образования откроется и в Электростали. В этом и каждом другом проекте будет, безусловно, обеспечена поддержка топливного дивизиона Росатома.
- «Учительская газета» не раз рассказывала об уникальном опыте вашей компании в области развития системы образования, профориентации и очень продуманной, всегда нацеленной в завтрашний день кадровой политике, которая выстроена для будущих успешных специалистов начиная с детского сада. Об ее эффективности красноречивее всего говорит статфакт: более 70% выпускников школ и лицеев из городов присутствия компании «ТВЭЛ» выбирают технические специальности, поступают в ведущие технические вузы страны и возвращаются на предприятия своих городов, где их всегда ждут.

Дети, вовлеченные в идентификацию и решение местных проблем, принимающие сегодня непосредственное участие в созидании будущего своих городов, будут более мотивированы после получения профессионального образования самореализовываться в логике русской пословицы «Где родился, там и пригодился».

Топливная компания выступает гарантированным внебюджетным инвестором, в случае если колледжи, школы, учреждения дополнительного образования или детские сады принимают участие и побеждают в конкурсах нацпроекта «Образование» на получение грантов или субсидий федерального бюджета.