Как пояснил проректор по инновационной деятельности и информационным технологиям РГПУ имени А.И.Герцена Михаил Пучков, проведение данной конференции вписывается в идеологию вуза как открытого кампуса. У университета есть желание измениться внутри, найти новые направления для научных исследований, обрести новых партнеров. Яркая иллюстрация тому проведение летних педагогических сезонов, когда получилось в рамках открытого кампуса организовать в том числе встречи с лидерами неформального образования. Герценовский университет развивается системно, потому что хочет быть актуальным и интересным людям, а для этого нужно быть открытым, подчеркнул Михаил Пучков.
В рамках конференции обсуждалось много тем, рассматривалось много вопросов, в том числе касающихся проблемы тиражирования неформальных практик в формальное образование. Дело даже доходило до философской дискуссии, где была высказана мысль о том, что любая неформальность имеет свойство обретать форму, и формальное образование, по сути, было создано для того, чтобы минимизировать риски неформального образования. Сегодня неформальное образование в подавляющем большинстве представлено частным образованием, однако неформальные подходы можно использовать в рамках формального образования. Никто не отменял школы, работающие, например, по системе Монтессори. Неформальным, по сути, является дополнительное образование, где педагог идет от ребенка. Вообще, между формальным и неформальным образованием очень тонкая грань. В какой-то мере каждый учитель может проявить себя как неформальный педагог, но у него в отличие от представителя неформального образования более жесткие рамки в плане образовательной программы.
По мнению Михаила Пучкова, подобные обсуждения полезны для будущих педагогов. Невозможно обладать широким взглядом и системным мышлением в сфере образования, если не знаешь всех практик, в том числе и неформальных. Будь то формальное или неформальное образование, но базис у них один, а именно научная обоснованность применяемых методов, лучшие научные знания по направлению и актуальность того, что делает педагог. Поэтому будущий педагог должен знать всю сферу образования. Если он, закончив обучение в вузе, пошел работать учителем в школу, то это одна траектория развития, а если открыл свою школу, кружок, начал вести электронные курсы репетиторов и т. д. - это другой путь. Но найти себя в сфере образования и быть профессионалом, который многое знает, начиная от правовых знаний и заканчивая методическими, есть шанс у каждого выпускника.
Кроме того, дискуссионные моменты в обсуждении помогают нащупать острые углы в образовании - не важно, формальном или неформальном, - которые требуют исследования. По мнению экспертов от образования, должна быть единая научная база тех методик, которые сегодня применяются. Нередко можно столкнуться с тем, что люди забывают о том, что психология развития человека одна, и есть четкие законы, по которым оно идет. Это должны учитывать как в формальном, так и в неформальном образовании. Как сделать образование максимально эффективным, исходя из среды, из образовательных возможностей, отталкиваясь от человека, - это в целом задача экосистемы образования. Поэтому вопрос научной обоснованности для педагогического вуза очень важен, поскольку именно здесь генерируются новые знания на основе научных исследований. Лидеры неформальных практик не всегда обладают базой ресурсов, чтобы провести нужные исследования, и для ведущего педагогического вуза необходимо, чтобы они пришли и поделились своей проблемой, причем не с точки зрения, что все плохо, а с точки зрения развития особенностей детей. Поиск проблемных точек помогает найти их научно-методическое решение, считает Михаил Пучков.
Нужно заметить, что представители неформального образования, в том числе частных школ и детских садов, педагоги дополнительного образования, авторы обучающих курсов и педагоги, занимающиеся репетиторством, приняли активное участие в дискуссионных площадках. Одна из них касалась стоп-факторов развития частного образования. Некоторые из барьеров обозначил омбудсмен в сфере образования Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Амет Володарский. Например, он отметил, что от термина «негосударственное образование» нужно уходить, поскольку в России, которая 70 лет жила без понимания того, что такое частная собственность, определение «негосударственное» ассоциируется с антигосударственностью и даже с криминалом. Во всяком случае, есть регионы, руководители которых прямо заявляют, что у них не было и не будет частного образования. Равность прав между государственными и частными образовательными организациями на практике часто отсутствует. Финансовая поддержка ЧОО закреплена только на региональном уровне, что позволяет некоторым регионам вообще отказываться от мысли оказывать помощь частным школам и детским садам. Хотя практики неформального образования прошли более чем тридцатилетнюю историю, и среди них есть уникальные. В России в целом очень высокий потенциал развития образования, в том числе неформального, но, чтобы о нем знать, чиновникам на местах нужно чаще выезжать за пределы своего региона.
По мнению самих руководителей частных образовательных организаций, тема стоп-факторов, то есть барьеров в развитии неформального образования, уже не так актуальна, как, например, 10 лет назад. Сегодня препятствия организованы в основном на местах. Что же касается федерального уровня, то законодательная база сама по себе никаких барьеров не ставит. Каждый регион имеет свой закон об образовании, и он, как правило, не противоречит федеральному закону об образовании, но в практике исполнения этого закона барьеры всегда возникают - и на личном уровне, и на уровне идеологии и т. д. Там же, где выстраиваются партнерские отношения между сообществом частных ОО и региональными властями, все обсуждается и решается. Более существенной проблемой представители ЧОО считают отсутствие как такового признания частного образования. Это не следствие государственной политики, а опять же связано с отношением чиновников на местах.
В России сильная национальная система образования, а чтобы работать в частном образовании в стране с сильной нацсистемой образования, требуется много усилий и нужно всегда держать руку на пульсе. К тому же у ЧОО нет общего информационного пространства не только на уровне страны, но и на уровне отдельного региона. О практиках неформального образования мало кто знает. Возможно, дело поправит созданный Атлас практик неформального образования, который также был презентован в рамках конференции в Герценовском университете. В него вошло 30 решений, отобранных в результате интервью представителей этих практик и анализа вовлеченности детей в сферу досуговой занятости в 7 федеральных округах России.

Санкт-Петербург