На открытии пленарного заседания форума собравшихся приветствовали президент РАО Юрий Зинченко и Цао Шихай - министр-советник посольства КНР в РФ. Юрий Петрович поздравил собравшихся со всеми юбилейными датами.
- Для нас, Академии образования, крайне интересно развитие реформ в китайском образовании, изменения, которые в нем происходят. На заседание форума зарегистрировались более 350 человек. Это российские и китайские ученые, представители органов государственной власти, научно-педагогической общественности, деловых кругов и СМИ, - отметил Зинченко.
Министр-советник посольства КНР в РФ подчеркнул, что отношения между Китаем и Россией вышли на более высокий уровень развития.
- Мы с радостью наблюдаем, - замечает  он, - что Китай стал самой предпочтительной страной среди российских абитуриентов при получении высшего образования за рубежом. В 2018 году в китайских вузах проходили обучение 20 тысяч российских студентов. В российских высших учебных заведениях - 35 тысяч китайских студентов. У китайско-российской дружбы есть последователи, ее ждет блестящее будущее.
Олег Смолин, академик РАО, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, отметил, что именно образование - один из ключевых факторов развития общества в целом, и чем выше уровень цивилизации, тем этот фактор важнее.
- В ХХ и ХХI веках доказано, что образование влияет на большинство факторов, определяющих технический и социальный прогресс: вложения в образование самые выгодные в долгосрочной перспективе, которые только может позволить себе государство, и именно люди с высшим образованием в среднем создают на душу каждого такого работника примерно вдвое больше валового внутреннего продукта, чем люди без высшего образования. Нам есть чему учиться друг у друга и есть основания для успешного взаимодействия двух стран в сфере образования, - подчеркнул Олег Николаевич.
Сергей Малых, академик РАО, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО, акцентировал внимание на очень важном аспекте в системе образования - развитии психологической службы в образовании.
- Те задачи, которые решает психологическая служба, общие и для российского, и для китайского образования. Конечно, есть определенная специфика в системе образования двух стран. Современное образование, это особенно видно в тех исследованиях, которые проводят в КНР, где привлекаются методы и подходы других наук, это и информатика, и психология, и нейропсихология, - говорит Сергей Малых.
Академик РАО Владимир Борисенков в своем выступлении сравнил тенденции и перспективы развития систем образования России и Китая. По его словам, еще в 80‑е годы прошлого века Китай был страной с большим количеством неграмотных людей. СССР же находился в числе лидеров по количеству людей с высшим образованием.
- Сегодня Китай догнал и по каким-то параметрам обогнал нас, - считает ученый.
Интересным и содержательным был доклад члена-корреспондента РАО, заведующего кафедрой информатизации образования Института цифрового образования МГПУ Вадима Гриншкуна о развитии искусственного интеллекта и появлении новых свойств в привычных предметах благодаря новым подходам в программировании. Вадим Валерьевич отметил необходимость обновления содержания подготовки учителей. По его мнению, сегодня нужно активно внедрять новые методики обучения педагогов основам робототехники и развитию методов овладения 3D-моделированием.
В рамках пленарного заседания прошла презентация книги: «Россия - Китай: тенденции развития образования в ХХI в.». Книга вышла на двух языках - русском и китайском.
Подтверждением развития двусторонних отношений стало подписание соглашений о сотрудничестве между Институтом стратегии развития образования РАО и Институтом модернизации образования КНР, Институтом педагогического образования Янчжоуского университета и Ивановским государственным университетом.
Также в рамках работы форума состоялись рабочая встреча в Комитете ГД РФ по образованию и науке «Российско-китайское сотрудничество в сферах образования и науки: возможности и перспективы», круглый стол в МГУ имени М.В.Ломоносова «Подготовка педагогов в условиях информационного общества: опыт России и Китая», стратегическая проектная сессия «Современные методология и технологии подготовки педагогических кадров в условиях информационного общества» в МПГУ, научно-практический семинар «Изучение и обмен опытом развития систем педагогического образования России и Китая». Кроме того, были проведены научно-технологические секции по темам «Модернизация современного образования: тенденции и перспективы развития» и «Развитие личности в условиях информационного общества». На различных площадках форума работали более 500 человек.
Форум продлился три дня. Его мероприятия прошли на площадках Российской академии образования, Государственной Думы РФ, МГУ имени М.В.Ломоносова, МПГУ и РГПУ имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге.