Сергей КРАВЦОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
- Работа по переводу ЕГЭ по информатике в компьютерный формат велась Рос­обрнадзором в течение нескольких лет. Планируется, что с 2021 года новая модель экзамена будет введена в штатный режим. На данном этапе нам важно было понять, все ли пункты проведения экзаменов готовы к нововведению в плане материально-технического оснащения.
Тренировочный экзамен прошел в штатном режиме. Участники апробации положительно восприняли новую форму экзамена, ребята оценили удобство выполнения экзаменационной работы, а также им понравилось, что такая форма предполагает выполнение практических заданий.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям»:
- Необходимость проведения ЕГЭ по информатике в электронном формате назрела уже давно. Сегодня по этому предмету детям приходится не только отвечать на вопросы теста на бумаге, но и составлять алгоритмы и простые программы. С использованием компьютера процедура экзамена станет более технологичной и современной. Проверка и оценка работ будут полностью производиться в автоматизированном режиме - это закономерная эволюция методов проверки единого государственного экзамена.
Одновременно с этим нововведения повышают технические требования к пунктам сдачи экзамена: необходимо продумать порядок действий при возникновении сбоев техники, программного обеспечения, перебоев в питании. Ребята и родители должны заранее знать, что делать в таких ситуациях. В прошлом году наиболее стрессовые ситуации возникали именно при появлении технических сбоев в ходе апробации автоматизированных экзаменационных процедур - в Иванове ребята были вынуждены ждать начала экзамена в аудиториях несколько часов. Внедрение компьютерных технологий в сдачу экзаменов также может потребовать модернизации кабинетов информатики, учебных программ и пособий. Параллельно с оттачиванием экзаменационных процедур необходимо провести мониторинг готовности пунктов ППЭ к проведению экзаменов в новой форме, в рамках реализации нацпроектов большое внимание уделяется повышению оснащенности школ и увеличению скорости Интернета. Целесообразно увязать эти мероприятия с решением содержательных задач.

Роман ГОЛУБЕВ, министр образования Карелии:
- Республика Карелия 30 октября второй раз приняла участие в тренировочном ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме.
За два года новую модель экзамена опробовали в 11 ППЭ в восьми муниципальных районах республики и городе Петрозаводске. Порядка 150 одиннадцатиклассников смогли проверить свою готовность к экзамену по информатике.
Во всех ППЭ удалось успешно провести все этапы тренировочного экзамена - от проверки технической готовности пункта до выдачи результатов экзамена участникам. В целом проведение тренировочного экзамена было полезно для всех специалистов ППЭ и РЦОИ, принимавших участие в испытаниях.
После окончания тренировочных мероприятий можно сказать, что проведение экзамена в компьютерной форме одновременно решает несколько задач: до минимума сокращается цепочка по передаче экзаменационных материалов от разработчиков к экзаменуемым и передаче выполненных ими работ для проверки обратно, что исключает возможность утечки и злоупотреблений со стороны привлекаемых специалистов. Отпадает необходимость в печати экзаменационных материалов на бумаге, это, несомненно, положительно скажется на психологическом состоянии школьников, так как для многих ожидание распечатанного комплекта контрольных измерительных материалов утомительно. Кроме того, немаловажным последствием будет экономия бумаги и расходных материалов. Автоматизированная проверка экзаменационных работ полностью исключит человеческий фактор и возможность необъективной оценки знаний выпускников.

Ренат КАМАЛОВ, учитель информатики гимназии №14 г. Глазова, учитель года Удмуртии-2018:
- Мне довелось принять участие в тренировочном ЕГЭ по информатике в компьютерной форме. Учителя-организаторы и технические специалисты были готовы к экзамену на «отлично» и провели все с полной серьезностью. Проверка документов, инструктаж, заполнение бланков, выполнение работы - все это было и, я думаю, не отличалось от обычного экзамена. Ровно в 10.00 открыли КИМы, запечатанные в конверт. Мы ввели личные данные в компьютер и начали экзамен. Большинство заданий были такими же, как на «бумажном» экзамене, но на компьютере их выполнять легче. В отличие от обычного экзамена здесь можно пользоваться всем программным обеспечением - всем изученным в курсе информатики (блокнот, калькулятор, Excel, Word). Были, конечно, и специфические задания, на мой взгляд, очень интересные и полезные. Например, найти в тексте «Горе от ума» количество включений слова «француз». Дети попробовали свои силы и определились с заданиями, которые им решать пока сложно. Они получили настрой и своеобразную подготовку к экзамену. По их мнению, так сдавать информатику намного полезнее. Очень рады, что эта форма получит свое распространение.

Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:
- Я лично с коллегами проходила пробное тестирование в компьютерном режиме. Было интересно попробовать подобную форму. Обнаружили существенный недостаток. В случае если экзаменуемый ответил неверно и сам обнаружил свою ошибку, либо если он случайно нажал не на ту клавишу и «перескочил» через задание, то вернуться назад и исправить все оказывается невозможно. А ведь ввиду волнения такие случаи вполне вероятны! Учтут ли это при проведении реального экзамена в компьютерном режиме?