Тем не менее в словах Наиля Мирсаитова нет и тени лукавства или наивности. Это не наигранное благодушие и не самообман молодого учителя, уверяющего себя и остальных, что можно любить нелюбимое. Полностью высказывание казанского учителя звучит так: «Школа - это место, где никогда не бывает однообразия, потому что общение с детьми - это интересно». Наиль убежден, что учительский труд - это не повинность, а увлекательная миссия. Именно учителю выпадает возможность раз за разом вдыхать жизнь в устоявшиеся формы взаимодействия с детьми и согревать теплом своего сердца школьные будни, заряжать учеников энтузиазмом и заряжаться энтузиазмом от них.
Биография Наиля Мирсаитова и его послужной список впечатляют. Уже в лицейские годы он показал выдающиеся результаты, став победителем и призером олимпиад муниципального, регионального и всероссийского уровней. В 2013 году Наиль окончил биолого-химический лицей Московского педагогического государственного университета и вернулся в Казань, чтобы преподавать в родном лицее-интернате №2. За прошедшие годы он успел выпустить свой первый класс, отучиться в аспирантуре Казанского университета, принять участие в Космической академии для учителей в Хантсвилле (штат Алабама) и Международной проектной олимпиаде в Осуиго (штат Нью-Йорк). На сегодняшний день казанский педагог ведет в лицее уроки биологии на английском языке, выступает экспертом региональной предметной комиссии по биологии и преподает иностранным студентам курс общей гигиены - тоже на английском. Ученики Наиля поступают на бюджетные отделения московских и петербургских вузов. В составе ученой группы он развивает пыльцевой мониторинг в Казанском университете, публикует научные труды по палинологии, а также регулярно ездит по России на курсы повышения квалификации, чтобы совершенствовать свои компетенции и обмениваться опытом с коллегами.
Шесть поколений дедов и прадедов Наиля по материнской линии были учителями, но примечательнее всего, что факт этот обнаружился недавно, когда Мирсаитовы восстанавливали по документам одну из линий своей родословной. Выходит, что Наиль, избрав себе поприще, лишь впоследствии узнал, что следует традициям рода.
В текущем году Наиль Мирсаитов был признан лучшим учителем года в Казани и в Татарстане, а на заключительном, всероссийском, этапе конкурса в Грозном вошел в пятерку победителей, получив из рук министра просвещения Ольги Васильевой и ректора МГУ Виктора Садовничего Малого Хрустального пеликана.
Достижениями Наиль не кичится. Он уверен, что победа в таких конкурсах достигается не только за счет исключительных профессиональных и личностных качеств учителя, но и в результате командной работы. Республика оплатила дорогу в Грозный и проживание, способствовала в оформлении документов, а коллеги-педагоги помогали составлять презентацию и давали полезные советы. Учитель с сожалением отмечает, что далеко не все конкурсанты получили такую же поддержку. Некоторые оказались если не брошены на произвол судьбы, то уж точно предоставлены сами себе: самостоятельно готовили весь материал и оплачивали технические расходы из собственного кармана. Эти факторы изначально задали неравные условия между участниками.
Наиль Мирсаитов всячески подчеркивает заслуги тех, кто помогал и помогает ему на протяжении жизненного пути. Рожденный в семье военного, он благодарит своих родителей за приучение с ранних лет к дисциплине, порядку, ответственности и труду. С особой нежностью педагог отзывается об учительнице Фариде Ахмедовне Маликовой, привившей ему любовь к биологии и ставшей образцом для подражания.
Вообще роль наставничества в работе учителя Наиль определяет как важнейшую, притом понимание наставничества у биолога свое. Наставник - это не убеленный сединами зубр педагогики, закостеневший в своем величии, и не тертый калач, барственно раздающий советы с высоты жизненного опыта. Наставником способен стать кто угодно, даже ученик. Согласно Наилю главные качества для наставника - это открытость, харизматичность и скромность. Наставник не навязывает свою мудрость, а незаметно вызывает желание быть на него похожим. Он учится у тебя, пока ты учишься у него. Такое толкование наставничества, основанного не на привычных авторитарно-вертикальных отношениях, а на демократично-горизонтальных, роднит концепцию казанского учителя с буддийской традицией.
Наиль Мирсаитов, мечтающий о сообществе наставников в учительской среде, следует своим принципам: не боится доверять школьникам, общается с ними в социальных сетях и активно вовлекает их в научную деятельность. Он, наверное, как никто другой осознает, что вовсе не обязательно откладывать раскрытие задатков исследователя на студенческие годы. Чем быстрее человек обнаружит в себе страсть к науке, чем раньше соприкоснется со средой настоящих ученых, тем больше пользы он принесет Отечеству.
Последний пункт приобретает первостепенную значимость. Он логически вытекает из убеждений учителя, что российская земля по-прежнему может рождать собственных Платонов и Невтонов. На вопрос, готова ли Россия предложить мировому образованию свои методические наработки, Наиль отвечает, что такая стратегия свойственна скорее США, Финляндии и Сингапуру, стремящимся заработать на продаже передовых образовательных методик и внедрить их в различные страны, иногда без учета ментальной специфики. России же сейчас более полезно руководствоваться долгосрочной перспективой и укреплять фундаментальный подход к знанию, который сложился в советскую эпоху и зарекомендовал себя на протяжении десятилетий. Важно подпитывать и удобрять почву, где будут расти квалифицированные специалисты, у которых не возникнет стимулов переезжать на Запад или в Китай. Не секрет, что сегодня, к сожалению, многие талантливые ученые, всесторонне образованные, покидают Россию. Их труд не оплачивается в должной мере и им не предоставляют необходимых условий для исследований (не говоря о том, что часто здравые задумки отечественных специалистов не встречают понимания из-за бюрократической системы). Наиль отмечает, что, для того чтобы избежать массового искушения Илоном Маском и прекратить на регулярной основе поставлять кадры для гигантов вроде Tesla и Space X, надо в первую очередь сохранять и развивать существующий фундамент. Как одно из решений учитель предлагает создать систему скаутов, которые будут отслеживать талантливую молодежь и, заинтересовывая ее финансово и профессионально, вовлекать в большую науку.
Наиль Мирсаитов мыслит оптимистично и, пускай этот оптимизм носит осторожный характер, верит в подъем отечественной науки и повышение качества школьного образования путем реформ. Один из путей разрешения сложившихся противоречий - это взаимная интеграция государственного и частного секторов в образовании. Отдельные примеры такого взаимодействия уже показали стойкий эффект. Так, например, Томский университет стал сотрудничать с крупной онлайн-школой английского языка Skyeng, благодаря чему интерес студентов к предмету и степень владения им заметно выросли. Некоторые школы заключают договор с компанией «Яндекс» на поставку контента для уроков информатики, и в результате школьники на момент выпуска осваивают на базовом уровне один из языков программирования. Чтобы альянсы такого рода получили повсеместное распространение, необходимы соответствующие законодательные инициативы.
Как человек основательный, Наиль настаивает на основательном подходе к образованию и в первую очередь требует внимательно отнестись к молодым педагогам. По статистике, треть молодых специалистов увольняется либо в течение первого года работы, либо по его окончании. Причин для этого множество: нещадные запросы начальства, отсутствие поддержки со стороны старших коллег, добровольное согласие на сверхурочный труд ради большего заработка, скверная техническая оснащенность учебного процесса, плохое питание, неспособность защитить свои права и организовать свое время. Не умея распределить силы и не обладая опытом, молодой педагог хватается за все подряд. Он соглашается на двойную ставку и на классное руководство, он устраивается в частный репетиторский центр на вечерние смены и принимает учеников на дому. Этим он уподобляется многим врачам, которые до обеда трудятся в государственных больницах, а после обеда бегут на службу в частную клинику. Работа на износ приводит к эмоциональному выгоранию в индивидуальном контексте и растрате человеческого ресурса - в общественном.
Именно поэтому, по мнению Наиля, важно обеспечить учителя достойной заработной платой - чтобы она была выше средней. Это не только избавит педагога от переживаний по поводу куска хлеба и придаст ему чувство удовлетворения, но и поднимет в глазах учеников. Не секрет, что школьники, вовлеченные в капиталистический дискурс, сегодня впитывают прямо или опосредованно идеи бизнес-тренеров и все чаще судят о человеке не по его нравственным качествам или профессиональным навыкам, а по величине его зарплаты. Если у государства есть задача повысить престиж учителя и добиться к нему уважения в обществе, то педагогам надо хорошо платить.
Следует и развивать культуру досуга - как среди молодых преподавателей, так и среди населения в целом. Тревогу у Наиля вызывает неумение отдыхать, являющееся настоящей бедой России. Сам биолог практикует активные виды отдыха: тренажерный зал, плавание, бег - они снимают стресс и расслабляют изможденное сознание.
Занятие любимым делом вкупе с продуктивным отдыхом позволяют Наилю не только достигать завидных профессиональных высот, но и гармонично развиваться в иных направлениях. Вместе с женой Зарией, учителем русского языка и литературы, они воспитывают Камилю, которой недавно исполнилось два года. Наиль ведет собственный сайт (https://biobased.ru/), удобно сделанный и стильно оформленный, где помимо методических материалов для учеников и полезных ссылок для родителей публикует новости из мира науки. Учитель следит за последними достижениями в сфере биологии и медицины, увлекается дизайном интерьера и читает научно-популярную литературу и книги по саморазвитию и тайм-менеджменту. Наиль всем рекомендует такие произведения, как «Странная девочка, которая влюбилась в мозг» Венди Сузуки и «Меньше, но лучше» Джордана Милна и Мартина Бьяуго.
Говоря о своей задаче, герой нашего очерка вспоминает высказывание Ольги Васильевой, отметившей, что образование и медицина - это не услуга, а служение. Тезис этот Наиль Мирсаитов разделяет и подтверждает его справедливость на собственном примере.

Казань, Республика Татарстан